Сферы строительства и нефтедобычи можно назвать опорой всей экономики страны. А опора любой стройки или буровой — цемент. Его заливают в фундамент, его укладывают под будущие дороги, им укрепляют стволы скважин. Один из крупнейших производителей цемента — компания SLK Cement, два завода которой находятся на Урале. А их продукция расходится по всему региону. Почему уральский цемент так ценится и каково это — быть частью огромной международной корпорации, в специальном репортаже с производств.
SLK Cement входит в состав Восточного дивизиона итальянской компании Buzzi Unicem. В России у производителя три предприятия. Два завода на Урале: в Сухом Логу и челябинском Коркино. Еще одно подразделение — в Омске. У каждого своя богатая история. Например, строительство филиала в Сухом Логу началось еще в 1967 году. Тогда это было государственное предприятие. В новом тысячелетии инвесторы обновили оборудование и построили современную линию производства. Как итог, в 2018 году здесь выпустили 100 000 000 тонн цемента. История филиала в Коркино еще длиннее. Она началась в 1945 году. Тогда в Челябинской области нашли залежи полезных ископаемых и стали искать площадку для цементного завода. Правда, запустили производство только в 1957 году. В состав итальянского концерна завод вошел в 2014 году.
- Что выпускает SLK Cement
- Из какого сырья?
- Как производят цемент
- Куда отправляется уральский цемент
- Что дает международное сотрудничество
Что выпускает SLK Cement
Заводы компании выпускают различные виды цемента: строительный, дорожный и тампонажный. Последний используют при бурении нефтяных скважин, чтобы закрепить их. Такой цемент должен обладать совершенно особыми характеристиками: выдерживать огромные перепады температур — от экстремальных морозов на поверхности до жары в конце скважины. Ведь ее глубина может достигать полутора километров.
Самые крупные заказчики — нефтедобывающие предприятия в Югре. Только на одну скважину может уходить до 30 тонн цемента. А их в Сибири бурят сотнями.
Дорожный цемент, как понятно из названия, используют при строительстве трасс. Востребован он и при ремонте аэропортов. Так, недавно SLK Cement поставлял свою продукцию для новых взлетных полос аэродромов в Челябинске и Тобольске.
Весь цемент заводов SLK Cement сертифицирован в соответствии с ГОСТом, тампонажный в том числе, и по международному стандарту Американского института нефти и газа (API-10A).
Если заказчику нужен продукт с определенными характеристиками, специалисты компании в бетонной лаборатории подбирают необходимый состав смеси. Добиться нужных показателей можно за счет специальных добавок или процентного соотношения компонентов. И для клиентов всегда сделают «правильный» цемент.
Из какого сырья?
Возможно, главная отличительная черта цемента от компании SLK Cement — собственное сырье. Его добывают в карьерах вблизи от перерабатывающих предприятий.
Так, «Сухоложскцемент» добывает компоненты на Кунарском месторождении известняков, карьерах аргиллитов и трепелов. Сырьевая база завода в Коркино — Шеинское месторождение известняков и глин, его производительность — 800 тысяч тонн известняка и 200 тысяч тонн глины в год.
Все необходимые составляющие будущих смесей компания добывает сама: экскаваторами, буровзрывным методом. Это значит, что SLK Cement не зависит от поставщиков, в ее работе и поставках не бывает сбоев и перерывов, а качество сырья компания может контролировать самостоятельно.
— Многие наши покупатели говорят: важна стабильность, цемент не должен быть сегодня чуть лучше, а завтра чуть хуже, — рассказывает Алексей Одновол, начальник производства филиала «Сухоложскцемент». — Наш же цемент отличается стабильностью качества из-за стабильной сырьевой базы, отлаженных производственных процессов.
Как производят цемент
Породу доставляют на заводы — в дробильные отделения, где происходит первая стадия дробления. После этого — измельчение в мельницах до очень мелкой крошки. Дальше производство может пойти по двум путям: мокрому и сухому.
Сухой способ — более современный метод. Такая линия производства может выпускать гораздо больше продукции. Для сравнения: в сухоложском филиале 4 мокрые линии производят 2,4 миллиона тонн цемента в год. Одна сухая же — 1,1 миллиона.
Для мокрого способа измельченное сырье смешивают с водой и получают так называемый шлам, на сухой линии воду не добавляют — используют сырьевую муку. Они с добавлением при необходимости других компонентов поступают в печь для обжига. Здесь смеси нагревают до температуры 1500 градусов. Печи огромные. На сухой линии производства ее длина — 60 метров. На мокрой — втрое больше, оно и понятно, ведь надо выпарить всю влагу.
Из жара печи смеси попадают в производственный холодильник, где гранулы — клинкер — остывают. Затем их мелют в специальной мельнице, смешивая с нужными добавками, и, наконец, получают цемент с требуемыми характеристиками. Весь технологический процесс на заводе сырье проходит за несколько часов.
Куда отправляется уральский цемент
Заводы компании SLK Cement — неизменные лидеры цементного рынка Урала. Их продукцию используют практически на всех стройках региона: от Высоцкого в Екатеринбурге до аэропорта в Челябинске.
SLK Cement сама доставляет цемент до заказчика автомобильным или железнодорожным транспортом. Можно выбрать даже форму упаковки: мешок на 35 или 50 килограммов, палеты или биг-бэг, навалом.
— Раньше цемент мы упаковывали в мешки по 50 килограммов. Но компания заботится о своих работниках и клиентах. Поэтому теперь мешки у нас весят 35 килограммов. Это оптимальный вес, который можно поднять без вреда для организма, — считает Алексей Одновол.
Большой плюс для клиентов SLK Cement — в каждом регионе у компании есть техническая поддержка. Если происходит сбой в технологии, технический специалист приедет на предприятие и поможет в решении вопроса, даст компетентный совет, окажет профессиональную поддержку. При необходимости он проведет совместные с заказчиком испытания, поможет подобрать смеси, растворы, которые будут лучше всего сочетаться с уральским цементом.
Что дает международное сотрудничество
SLK Cement — часть крупного международного концерна. На заводах признаются, это накладывает свой отпечаток на всё производство.
— Наши акционеры тоже хотят, чтобы наш рынок рос, поэтому они предъявляют высокие требования к качеству нашей продукции, — делится Сергей Зинин, начальник производства филиала «Коркино». — У компании есть исследовательский институт в Германии, который оснащен современнейшим оборудованием. Если мы проводим какие-то испытания или нам необходимы дополнительные исследования, то коллеги в Европе могут провести их для нас или с нашими образцами.
Кроме того, акционеры понимают, что добиться высокого качества и поддерживать его можно только постоянной модернизацией оборудования.
Общий объем инвестиций в уральские заводы SLK Cement за последние 3 года превысил 5 миллиардов рублей. Среди крупных проектов — закупка карьерной техники, модернизация цементных силосов, установка сепаратора для цементной мельницы № 5 на заводе в Сухом Логу. В этом году оборудование проходит пусковые испытания.
Мельница измельчает клинкер вместе с добавками после его обжига в печи. Благодаря настройкам ее сепаратора на заводе могут получать цемент с необходимым гранулометрическим составом. Раньше мельницы были открытого типа, там регулировки были очень сложны, и не всегда удавалось получить нужный вид цемента. А с сепаратором производство стало эффективнее.
Одним из главных инвестиционных проектов текущего года является строительство новой цементной мельницы на заводе в Коркино. Ее запуск запланирован весной 2022 года. Для этого приобрели европейское оборудование: более 3600 упаковочных мест, в каждом из которых находилось от одной до нескольких сотен единиц комплектующих.
— Уже этим летом проект будет завершен. Он существенно упрочит позиции компании на цементном рынке, — отметил генеральный директор SLK Cement Андрей Иммореев. — Новая мельница способна выдать до 150 тонн в час высококачественного цемента, такие мощности позволят предприятию выйти на показатели 1,3 миллиона тонн цемента в год.