Иван Зайченко, основатель ресторанов «Сушкоф» и «Дель Песто» и сети магазинов «Жизньмарт», 12 лет занимается бизнесом (об этом он рассказывает в своем телеграм-канале). Специально для E1.RU он пишет колонки. Сегодня речь пойдет о том, почему курьеры могут и должны становиться директорами.
Рынок курьеров дико разогрет. Все жалуются, что не могут найти достаточного количества. Я хочу предложить решение.
На этом рынке два клиента: с одной стороны — покупатели, ожидающие свои заказы дома, с другой — курьеры. Покупатели всегда хотят, чтобы им привозили дешевле, курьеры хотят, чтобы им больше платили. В итоге тебе нужно найти баланс, доставляя заказы по нормальным ценам и платя курьерам достаточную зарплату.
Но баланс нужно искать только компаниям, которые живут и работают на свои деньги. Агрегаторам этого делать не надо, так как у них есть деньги инвесторов, которые позволяют продавать покупателям слишком дешево, а курьерам платить чересчур много. Отсюда — перегретость рынка курьеров.
Заколдованный круг. Приведу упрощенный пример: один из агрегаторов видит, что не хватает курьеров, он немного повышает ставки и получает нужное количество доставщиков, но через месяц его конкурент, ощутив отток сотрудников, также начинает повышать ставки, делая их чуть выше. И начинается обратный переток.
В итоге постоянная текучка людей с одной стороны и растущие зарплаты с другой. У вашего бизнеса нет денег от инвесторов, а потому возникают проблемы с курьерами. Вы сравниваете зарплаты по рынку и видите, что отстали.
Что в этом случае делать? Стандартно мыслящий менеджер скажет, что надо поднимать зарплаты. Но такая стратегия, скорее всего, обречена на провал. Позволить себе платить за доставку больше, чем компания получает с клиентов, среднестатистический ресторан не в состоянии. Вступая в лобовую борьбу с крупными компаниями, вы рано или поздно проиграете.
Но что-то делать надо.
Может быть, проявить смекалку? Ведь предприниматель никогда не бьется с крупным конкурентом в лоб, он ищет слабые места. С одной стороны, да, агрегаторы явно могут позволить себе платить больше, и это их сильная сторона. Но где слабая? Правильно, они не могут дать людям развития, перспективы, карьерного роста. Их работа бездумна и монотонна.
«Скажите, много вы знаете людей, которые готовы всю жизнь разносить заказы? Нет, за любые деньги нет!»
Нужно это использовать. Нужно дать людям обучение, перспективу, возможность вырасти.
Немногие студенты согласны всю жизнь носить заказы, но многие согласились работать внутри магазина или ресторана сначала на линейной должности, какие-то смены на кухне, какие-то в зале, а какие-то на доставке заказов, но зная, что через полгода — год ответственного труда они смогут вырасти до руководителей.
Да, в этом месте не так много платят, но зато труд осмысленный, человек получает новые навыки и перспективы в карьере. Он может стать сначала менеджером смены, если это «Сушкоф» и «Дель Песто», или старшим продавцом, если это «Жизньмарт», а в будущем, если человек показал, что он ответственный и трудолюбивый, он может стать директором магазина или ресторана.
В «Жизньмарте» мы пошли дальше и дали возможность вырасти из продавца, который в том числе должен доставлять заказы, в совладельца бизнеса. Сейчас мы открываем много новых магазинов, и не каждым из них может самостоятельно управлять инвестор, а потому приходится нанимать директоров. А на эту роль, естественно, не подходит никто лучше, чем ответственный сотрудник, выросший из самых низов.
«Мы настоятельно рекомендуем всем инвесторам брать директоров своих магазинов в партнеры, передавая им долю в бизнесе»
Чем это не крутая возможность для студента, приехавшего из деревни в крупный город без денег, живущего в общаге, через какое-то время стать совладельцем бизнеса? Как вы думаете, что он выберет? Днями на пролет таскать заказы с одного адреса на другой и получать больше? Или работать универсальным сотрудником на разных станциях в ресторане, в том числе доставляя заказы, но при этом учиться и иметь карьерные перспективы?
Наш опыт говорит, что второе.
Многие скажут: «Иван, что ты такое говоришь, да никто не сделает его партнером!» Но это не так. В «Жизньмарте» уже есть такие примеры. Нашим первым франчайзинговым магазином управляет Павел Бобров, он начинал простым продавцом, быстро поднялся до позиции старшего, а потом ушел как стартап-директор открывать магазин на Сакко и Ванцетти. Теперь они с Андреем Халяпиным по партнерской схеме открывают точку на Куйбышева. Чем не карьера?
В общем, если у вас проблемы с курьерами, не бегите первым делом повышать зарплаты, лучше поставьте своим HR задачи. Что я советую сделать и Яне Лейбман, нашему директору по HR в ресторанах «Сушкоф» и «Дель Песто»:
развивать универсальность: каждый сотрудник линейной должности быть универсалом и работать на всех станциях предприятия (кухня, зал, бар). И доставка в том числе. Этим вы сможете закрыть дефицит в курьерах;
строить карьерную лестницу. Люди должны видеть: да, приходится работать курьером, но в другой день они уже будут стоять на баре и варить кофе, а через полгода ответственного труда можно управлять сменой, а еще через год обеспечить себя и свою семью, став руководителем предприятия.
Так вы перестанете болтаться в кровавом океане перегретого рынка курьеров, а вместо этого сделаете своих сотрудников счастливее, покажете им перспективы, чего ни один агрегатор своим курьерам дать не сможет.
Согласны с автором?
Ранее Иван Зайченко объяснял, почему агрегаторы еды убивают бизнес. Советуем почитать его колонку о больном кадровом вопросе, а также об ошибках, с которыми могут столкнуться сотрудники компании на пути карьерного роста.