Малый бизнес и детская спортшкола не могут поделить прибрежный участок на озере Шарташ в Екатеринбурге. На протяжении многих лет директор базы отдыха «Кировская» безуспешно пытается узаконить здание кафе, которое он сам построил. В это же время директор спортшколы «Виктория» заверяет, что деятельность мужчины мешает занятиям с детьми.
— Из всего, что нам здесь принадлежит, — это гараж, где хранятся байдарки и каноэ, — пояснила E1.RU директор спортивной школы «Виктория» Анна Защихина. — Когда летом дети сюда приходят, они встречают отдыхающих людей, им приходится пробираться через всех и без разминки выходить на воду. У детей нет возможности здесь тренироваться.
Директором спортивной школы Анна Защихина стала семь месяцев назад. Она рассказала, что за это время ни разу не переговорила с владельцем кафе и базы отдыха «Кировская» Дмитрием Мальковым, объяснив это тем, что тот не идет на контакт. Единственная связь, которую он держит, — через адвокатов.
— Люди здесь давно, они зарабатывают деньги, на контакт не идут, — подчеркнула наша собеседница. — Он [Дмитрий Мальков] мог бы прийти и предложить свои услуги, сказать: «Я буду вам помогать, осваивать территорию, буду заниматься арендой, ваши дети смогут после тренировки переодеваться [в моих помещениях], смогут оставлять свой инвентарь». Тогда было бы понятно, что он что-то делает [не только для себя]. Ну да, он почистил территорию. Но он почистил с выгодой для себя.
По словам директора спортшколы, говорить, что Мальков вложил в территорию много денег, не приходится. Она указывает на небезопасную детскую площадку и горку, на которой катаются взрослые и дети. Более того, по ее словам, многие постройки на территории базы возведены незаконно, например мангальные домики. Всё это Мальков построил, якобы ни с кем не согласовывая.
«С его стороны это рейдерский захват»
Сама она с Дмитрием Мальковым не связывалась, чтобы урегулировать всё миром, поскольку убеждена, что личная встреча приведет только к конфликту.
— Мы пока ждем. У нас есть решение арбитражного суда, [в узаконивании кафе] ему отказано. У него есть возможность до конца марта еще раз подать в суд, и если ему снова откажут, мы придем с приставами, — заверила она.
Тот формат базы отдыха, который сейчас на территории спортшколы, ее не устраивает. Здесь нужны классы для детей, место для переодевания, места для хранения инвентаря. Также предполагается прокат оборудования, но с инструктором. У школы уже есть эскизы того, как будет выглядеть территория, они полностью совпадают с мастер-планом устройства территории лесопарка Шарташ.
Сейчас, по ее словам, нужно решение суда, чтобы все постройки Малькова признали незаконными, после этого можно их сносить и разрабатывать собственные детальные эскизы.
В свою очередь, Дмитрий Мальков объясняет, что вся нынешняя территория спортшколы досталась ему в 2000 году, когда он был директором МУПа.
— Тогда никто не знал, что с землей делать. Я решил развивать ее. Причем тут изначально уже были заложены сценарии развития: прокат лодок на лето, прокат лыж на зиму.
«Территория выглядела очень уныло. Тут было классическое болото»
— Но мы начали облагораживать зону, — рассказал он.
По словам бизнесмена, в самом начале своей деятельности он поставил кафе, водные горки, батуты. Затем начал завозить щебенку, отсыпать дорожки, чтобы не ходить по грязи, асфальтировать их, поднимать пляж, ставить лавочки и многое другое. Судя по фотографиям, которые представил Дмитрий, год от года его команда старалась заниматься территорией.
Поскольку у базы было изначально спортивное направление, наш собеседник стал приглашать организаторов к себе. На протяжении 20 лет зимой здесь проводят «Лыжню России» (в этот раз базу снова выбрали для массового старта, он состоится 13 февраля. — Прим. ред.). По озеру проходит классическая лыжная трасса длиной 2,3 километра. Покататься по ней приходят суворовцы, учащиеся института МЧС и школьники со всего района ЖБИ. При этом переодеваться дети могут в теплом прокате — пристройке к кафе.
— В прокат у нас свободный доступ, помещение отапливаемое. Кто хочет, может арендовать там коньки, на территории базы есть каток. Суворовцы переодеваются там, оставляют старшего и вещи, а после бегут на лыжню, — уточнил Мальков.
Бизнесмен добавил, что на базе проходят мероприятия для людей с ограниченными возможностями. Всё оборудование и инвентарь для них выдаются бесплатно, а на трассе их сопровождают его сотрудники. Кроме того, до 2036 года бизнесмен оформил договор водопользования и запустил прокат катамаранов летом. Цены, по заверениям предпринимателя, доступные, поскольку он всегда ориентировался на заработок простого жителя ЖБИ.
Что касается судебного спора, Мальков пояснил, что у него есть договор с ДУМИ (Департамент по управлению муниципальным имуществом Екатеринбурга. — Прим. ред.), в нем говорится, что ему передается помещение по преференции, поскольку на базе он давно, а еще и выиграл аукцион.
— По этому документу мне должны были выделить земельный участок. Здание кафе не может же висеть в воздухе? Но в земельном комитете сказали, что вся земля базы передана спортшколе, а значит, заключить со мной договор аренды нельзя. Но в ведомстве добавили, что «Виктория» не является правообладателем недвижимости и должна отказаться от земли под кафе. И это должно было состояться еще в 2018 году, — объяснил предприниматель.
Бизнесмен также ответил на претензии Анны Защихиной о том, что детям негде заниматься. По его словам, фактически спортшколы на территории базы нет. Вместе с юристами Дмитрий не нашел на сайте «Виктории» даже расписания занятий на берегу Шарташа.
— У них нет договора электроснабжения. Как бюджетное учреждение в 21-м веке может заниматься детским спортом без света? Где у них охрана? Как проводится уборка? — спрашивает Мальков. — Они имитируют деятельность. Я считаю, что никакой спортшколы нет, есть фиктивное свидетельство на землю, которое выдали с какой-то неопределенной целью. Сейчас она начинает вырисовываться, а я стал помехой, меня стали под любыми предлогами выживать, несмотря на всю мою публичную деятельность.
«Появился какой-то интересант, который, прикрываясь детским спортом, хочет меня удалить, а после зайти и заниматься такой же коммерцией»
— Сейчас мы спорим в судах из-за того, что мэрия Екатеринбурга нарушила мое право предпринимателя на выкуп здания, что умышленно передали землю в управление спортшколе, — подчеркнул Мальков.
С претензиями о том, что база выглядит некрасиво, Дмитрий не согласился, поскольку то, что было 20 лет назад, и то, что есть сейчас, — две большие разницы. А что касается мангальных домиков — их не нужно регистрировать как недвижимость, поскольку это нестационарные объекты, заверил бизнесмен. При этом домики специально расположены в углу базы, чтобы отдыхающие там никому не мешали.
В свою очередь, директор Шарташского лесопарка Артур Зиганшин занял сторону спортшколы «Виктория», мотивировав это тем, что территория должна получить новый импульс и развиваться, а база отдыха — стать рекреационно-оздоровительной зоной, а не «рекреационно-распивочной». По его словам, сейчас на территории спортшколы рядом с детьми взрослые распивают алкоголь.
— Годы безвластия и бесхозяйственности дали коммерсантам возможность творить на Шарташе что хотят. А крики людей, сетующих на то, что бизнесменов выживают, — это желание привлечь к себе внимание, желание выехать на хайпе.
«Мы не говорим о том, что всё снесем и сделаем хуже, наоборот. С горками отличная идея, но нужно менять формат»
— Два года назад мы приступили к проработке территории лесопарка, в том числе и этой зоны. И сейчас мы руководствуемся двумя основными принципами: спортшкола остается здесь в любом случае и эта зона остается безалкогольной, — подчеркнул Артур Зиганшин.
По его словам, сейчас для лесопарка ищут инвесторов, готовых вкладываться в развитие прибрежной зоны. Вместе с ними обговаривают условия: благоустройство территории, современный ландшафтный дизайн, детское кафе, учебные классы для спортшколы. При этом нижний критерий входа по объему инвестиций — 400 миллионов рублей.
— В 2019 году мы инициировали процедуру проверки всего лесопарка на предмет законности и незаконности построек. Понятно, что многое было возведено незаконно, но поскольку территория [спортшколы «Виктория»] спорная, мы не стали переходить к активным действиям. В ином случае мы бы просто снесли все экскаваторами. Причем летом 2020 года Дмитрий Мальков подходил ко мне, говорил, что хочет понять будущее этой базы, говорил об инвестициях в нее. Но с тех пор человек со мной не связался и не звонил, в то время как он видит меня каждый день, — заключил директор Шарташского лесопарка.
Летом 2020 года завершились обсуждения проекта мастер-плана территории вокруг озера Шарташ. Архитекторы представили эскизы, как будет выглядеть территория. Мы также разговаривали с Артуром Зиганшиным, который раскрыл 10 главных изменений в Шарташском лесопарке. А еще почитайте о том, как мэрия показала проект коттеджного поселка на окраине Екатеринбурга.