В ближайшие пару лет в Екатеринбурге откроются десятки «жестких дискаунтеров» — магазинов, где вместо витрин палеты, где маленький выбор товаров и почти нет продавцов. Да к тому же они будут находиться в неудобных местах, на окраине города. Всё ради максимального сокращения издержек и конечной цены на полке.
Накануне стало известно, что в городе появится сеть «Чижик» от X5 Retail Group. Это небольшие магазины площадью до 250 кв. м и 800 видами товаров (по большей части под собственной маркой). Все мы помним, с какой скоростью в Екатеринбурге запускали «Пятёрочки». Очевидно, что и «Чижик» очень быстро появится в разных районах. К тому же аналогичная по концепции сеть есть и у «Магнита» — «Моя цена».
— У нас в прошлом году в очередной раз снизилась реальная покупательская способность. Зарплаты особо не растут, а инфляция никуда не делась. Отчасти с этим связана популистская мера нашего президента по поводу фиксации цен на сахар и подсолнечное масло. Но на самом деле это приведет к еще более резкому росту цен и дефициту, — отметил собственник сети магазинов «Елисей» Александр Оглоблин.
С ним согласен член совета Российской гильдии маркетологов, директор медийного агентства AMG Сергей Балакирев (у него есть большой опыт работы в крупных продуктовых сетях).
— Мы нищие. И это понимаем. К огромному сожалению, как бы нам ни рассказывали о росте доходов, есть инфляция, да к тому же в продуктах она больше той, что озвучивает ЦБ. Мы каждый год можем позволить себе менее качественную еду. Но нельзя ставить эксперименты в рамках существующих магазинов, а потому создаются отдельные сети. У нас пока рост благосостояния граждан не предвидится. Так что формат «жестких дискаунтеров» является очень перспективным, — считает Сергей Балакирев.
По словам Александра Оглоблина, именно из-за сильного снижения доходов в прошлом году в десятку крупнейших сетей России ворвалась такая сеть, «жесткий дискаунтер», как «Светофор».
— Не заметить этого профессионалы рынка не могли. Именно поэтому «Магнит» и X5 Retail стали экспериментировать с форматом «жесткий дискаунтер». И в этом году они точно появятся в Екатеринбурге, — уверен Александр Оглоблин. — Я думаю, что они будут точечно запускать их, так как за последние годы количество торговых точек выросло в два раза. Из-за этого упала рентабельность ретейла. Думаю, что они станут запускать магазины «Чижик» и «Моя цена» на тех площадях, которые есть. «Жесткие дискаунтеры» ориентируются на бедные районы, на окраины, где проживает их покупатель.
— Узкий ассортимент, очень дешевое оборудование, минимум полочного пространства. Товар выкладывают на палетах. Плюс к тому достаточно дешевая аренда. Именно поэтому они открываются не на проходных местах или даже во дворах. Обычно они ищут аренду по 200–300 рублей за квадратный метр, — сказал Александр Оглоблин.
Для сравнения: обычно стоимость метра составляет 700–1000 рублей.
— Подобные магазины давно присутствуют в Европе. Из нынешних форматов выжали максимум, а потому внедряют новые. Наши федеральные сети доросли до этого формата. Например, должна быть очень жесткая ассортиментная матрица. На полке разместят не 12 кетчупов, а только 2. Но каких? Вот для этого и нужна экспертиза. У того же «Магнита» или X5 Retail она есть. Здесь рулит математика, — считает Сергей Балакирев.
При этом владелец крупнейшей местной сети — «Кировского» — Игорь Ковпак не считает, что «жесткие дискаунтеры» как-то сильно изменят рынок.
— Не факт, что вы туда поедете. Если у вас рядом с домом есть нормальный магазин, то не факт, что вы поедете на окраину города в какой-то магазин-склад. Посчитаете расходы на бензин, потерю времени на стояние в пробках, и если голова есть, то проще у дома сходить в магазин. У людей меньше денег становится, ситуация непростая. Но когда-то она закончится, и спрос на такие торговые точки пропадет, — резюмировал Игорь Ковпак.
Ранее мы подробно разбирали, как и на ком зарабатывают магазины, которые похожи на склады. Изучали их ассортимент и причины популярности этого формата. Также можете почитать о том, какие уловки используют «жесткие дискаунтеры».