Ресторанам, барам и ночным клубам в Челябинской области разрешили работать после 23:00. Точнее, в регионе просто не продлили ограничения по времени работы, которые вводили для общепита из-за пандемии коронавируса до конца декабря. Правда, танцевать и устраивать концерты в заведениях до сих пор нельзя.
В Екатеринбурге и Свердловской области таких поблажек для бизнеса по-прежнему нет. Мы поговорили с медиками и рестораторами о том, почему заведения не могут начать принимать гостей в прежнем режиме. И разбирались, как власти принимают решение о послаблениях.
«К концу недели будет и на нашей улице праздник»
Как оказалось, общепит надежды не теряет. Вице-президент Ассоциации кулинаров и рестораторов Свердловской области Олег Пономарев считает, что губернатор может вдохновиться примером соседей:
— Пока информации какой-то нет, указ действует до 18-го числа формально. Предполагаем, что к концу недели будет и на нашей улице праздник. А пока уже видим первых ласточек закрытия — таких как «Порт Стэнли» (мы писали, что один из старейших ресторанов Екатеринбурга объявил о прекращении работы. — Прим. ред.).
По словам Олега Пономарева, снятия ограничений особенно ждут бары караоке и ночные клубы. По рестораторам же действующий режим бьет не сильно — гости обычно и так уходят в районе 23:00.
«Столпотворения уже нет»
По мнению ресторатора Евгения Кексина («Огонек», Alibi), бары на Урале уже не представляют такой опасности, которая была в декабре. Но действия власти он считает странными.
— Когда закрыли Челябинск (речь о введении запрета на работу общепита после 23:00. — Прим. ред.), губернатор там устроил жесткие рейды с выпиливанием замков, накрыл все заведения, которые полулегально пытались работать. А когда закончились праздники, он первым открыл — очень странная политика, — говорит Кексин. — Но наш губернатор вообще молчит. Если до праздников были какие-то новости, то теперь вообще ничего не понятно. Я не вижу причин не открыть [заведения], тем более что все отгуляли корпоративы. Столпотворения, которого все боялись, уже нет. Мы очень ждем открытия.
Евгений Кексин также считает новости из Челябинска хорошим знаком для Свердловской области, но думает, что Евгений Куйвашев больше ориентируется на Москву.
«Инфекция ушла очень глубоко в популяцию»
Но у медиков прогноз не такой оптимистичный. Врач лабораторной диагностики Александр Соловьев считает, что оперативный штаб в Екатеринбурге будет действовать осторожно, наблюдая за приростом заболевших. Если эпидситуация не будет ухудшаться, регион решится на ослабление режима.
— Одна мера сама по себе неэффективна, они работают в комплексе, — говорит эксперт. — Поэтому открытие ресторанов в Челябинске вряд ли отразится на характере эпидемии в регионе и динамике заболеваемости, это не такой сильный вклад. С эпидемиологической точки зрения вывод на учебу всех школьников, как это сделали в Свердловской области, — более весомое решение, нежели открытие ресторанов после 23:00. Хотя общепит — зона риска в любом случае. Люди сидят рядом за столиками, бывает, что в больших компаниях. При этом помещения в зимний период практически не проветриваются.
Впрочем, по мнению Александра Соловьева, установить, как много людей заражается именно в заведениях общепита, практически нереально:
— Это в принципе очень сложно на этапе распространения инфекции, на котором находится большинство регионов в нашей стране. Уже не сильно принципиально, через какие каналы идет распространение, потому что известны пути передачи. Инфекция ушла очень глубоко в популяцию, понятно, что люди заражаются в разных местах.
Различия между строгостью режимов противодействия распространению инфекции в двух соседних регионах, по мнению эксперта, могут быть связаны с эпидобстановкой, но подробная информация об этом сейчас доступна лишь оперативным штабам.
— Сложно судить по заболеваемости, потому что официальные цифры отражают реальную ситуацию с эпидемией лишь частично. Помимо официальных данных нужно еще ориентироваться на загрузку лечебных учреждений, на свободный коечный фонд, загруженность реанимационных отделений как минимум. Еще один из критериев — процент положительных результатов тестов ПЦР. У нас эти данные вообще не публикуются, — говорит Соловьев.
Между тем бизнес в сфере общепита в Екатеринбурге заявляет, что оказался на грани выживания из-за запретов. Предприниматели пригрозили, что закрыться может до 40% заведений. Посмотрите, какие рестораны город уже потерял после первой волны COVID-19.