Вложить 50 миллионов в бизнес, но даже примерно не представлять себе, когда они вернутся. Это про новый проект екатеринбургского предпринимателя Игоря Черноголова, который он развивает в селе Мариинск (70 километров от Екатеринбурга).
— Я 15 лет назад тут поселился и влюбился в это место. Благодаря пандемии я четыре месяца безвылазно прожил тут с семьей. Ходил по деревне, смотрел. Задумался, а почему бы не поставить тут глэмпинг — комфортную палатку. Такие обходятся примерно в миллион. Но в итоге решил, что лучше купить дома, отреставрировать и сдавать их в аренду, — рассказывает Игорь Черноголов.
До Мариинска ехать часа полтора — сначала по Московскому тракту до Ревды, а затем двадцать километров по живописной лесной дороге.
С Игорем Черноголовом мы договорились встретиться у красивой деревянной церкви, которую он с другими благотворителями восстановил в 2013 году. Рядом с ней находятся здание администрации, магазин и Дом культуры.
Мариинск мало чем отличается от тысяч других деревень и сел. В XIX веке потомки тех самых Демидовых построили тут завод по переделке железа, но в 1914 году его закрыли, в 1918 году национализировали, но восстановление признали экономически невыгодным. До сегодняшнего дня дожила полуразрушенная трехсотметровая плотина, которая образует Мариинский пруд.
Места живописные, но работы в Мариинске особо нет, а потому, по официальным данным, число жителей постепенно сокращается — сейчас их около шестисот. Но дом дешевле полутора миллионов не купить.
— Мариинск — своего рода Рублевка для Ревды. Здесь горы, сказочный лес, чудесный пруд, да к тому же прекрасная экология. Именно поэтому люди очень неохотно продают дома. За развалюху просят полтора — два миллиона рублей. Еще три миллиона надо вложить в восстановление. Примерно столько же обошлось бы строительство нового дома. Но у нас будут исторические здания, некоторым из которых более ста лет. В этом наша изюминка.
В покупку домов и их ремонт уже вложили 50 миллионов, а всего надо около 300 миллионов. Это на глазок. Планов много.
— Будем искать партнеров, но у государства помощи просить не хочу. Я же предприниматель. Если хотят, то могут провести газ или дороги построить. Это интересный социальный проект. Хочется сделать что-то классное для людей, чтобы они могли реализовать себя, — мечтательно говорит Черноголов.
В течение трех лет проект должен сформироваться. Помимо домов, появятся небольшая ферма, город мастеров, ресторан с уральской кухней, возможно, небольшой горнолыжный курорт.
Благодаря пандемии появилась не только идея создания проекта, но и время, чтобы им заниматься.
— Если у меня раньше было две командировки в неделю, то сейчас никуда не езжу. И это время я инвестирую в деревню. От всего этого получаю новую энергию, за счет которой двигаю свой основной бизнес — компанию «Пенетрон».
Еще один дом XIX века Черноголов купил у прямых потомков первого владельца.
— В нем очень интересно сделаны рамы. Плюс к тому первый этаж из кирпича частично находится ниже уровня земли, чтобы было теплее. Бывшие хозяева живут по соседству — они готовы приходить к гостям, рассказывать об истории дома и их семьи.
Уже в конце спрашиваю у Черноголова о том, как к нему относятся местные жители.
— С надеждой. У меня сейчас работают около трех десятков человек. Многие из них пить бросили, потому что есть возможность заработать. В дальнейшем мы сможем обеспечить 70–80 рабочих мест. Тут слухи разные пошли, что я якобы купил охотничье хозяйство, что-то там еще. Именно поэтому на открытии ледового городка я им честно рассказал о своих планах, — говорит предприниматель
Пока вариантов развлечься не очень много: можно покататься на лошадях, помыться в бане, сходить на рыбалку, летом — за грибами. Куда важнее возможность насладиться тишиной, вспомнить те детские ощущения, когда ты приезжал в деревню к бабушке с дедушкой.
Ранее мы несколько раз рассказывали о еще одном проекте, который помогает возрождать деревню. Речь о производстве меда и варенья, а также текстиля, которое развивает в Малом Турыше Гузель Санжапова. Сейчас она строит там общественный центр.