Кризисное отделение благотворительной организации «Аистенок» никогда не пустует, в нем находят временный приют женщины с детьми, пострадавшие от домашнего насилия, оставшиеся без средств к существованию. Жилье, одежда, группа дневного пребывания для малышей — всё это им предоставляют бесплатно. А мамы, выдохнув и придя в себя, стараются помочь фонду, а значит, и другим женщинам, которые еще только придут за помощью.
Год назад сотрудники «Аистенка» придумали шить на продажу многоразовые мешочки — фруктовки. Подопечным женщинам предложили поучаствовать в процессе, провели мастер-классы, и дело пошло. Сейчас мамы шьют не только фруктовки, но мешки для овощей, многоразовые бахилы, защитные маски, делают свечи, многоразовые гигиенические диски, мочалки. Всё это продается в фирменном магазине «Аистенка» в «Меге», а выручка возвращается фонду на поддержку других матерей.
В 2020 году подопечные «Аистенка» сшили 2350 многоразовых тканевых масок, 880 фруктовок, 255 пар многоразовых бахил, 190 мочалок из джута, 75 мешочков для хлеба, 40 многоразовых прокладок, 56 свечей из натурального воска, 60 многоразовых спонжей для снятия макияжа, собрали 15 экобоксов с собственной экопродукцией.
Как рассказывает специалист «Аистенка» Матрёна Щапова, главная цель этого социального бизнеса — поддержка проектов по профилактике социального сиротства, но не менее важна и вторая — социализация подопечных мам.
— Вот эту фруктовку сшила мама, которая одна воспитывает ребенка. Так сложилось, что она попала под сокращение: некуда было выйти из декрета, и она осталась без служебного жилья. Но мама не опустила руки, не отчаялась, обратилась к нам за помощью. Мы ее поддерживаем. И она же, кстати, шьет маски, — рассказывает Матрёна Щапова.
Шитьем занимаются не только те, кто живет в кризисной квартире. Помогают и женщины, которые живут дома, но обращаются в «Аистенок» за помощью. Например, бахилы делает мама шестерых детей.
— Мы удивляемся: как вы всё успеваете? А она говорит: «Я просто встаю в 6 утра, и, пока никто еще не проснулся, у меня есть время, чтобы поработать», — рассказывает Матрёна.
В организации много лет работает социальный склад, куда горожане приносят одежду и обувь в очень хорошем состоянии, а иногда бренды отдают остатки старых коллекций или неходовые модели — абсолютно новые. 90% одежды и обуви волонтеры отдают тем, кому они нужны, а 10% продают в магазине.
Вся выручка идет на развитие четырех проектов «Аистенка»: работа профессиональных нянь в больницах с отказниками, социальный склад с вещами, кризисное отделение для женщин с детьми, где они могут найти убежище, и группа дневного пребывания для детей одиноких родителей.
— Цены у нас демократичные. Например, в начале пандемии мы начали шить маски, и наш руководитель Лариса Владимировна [Лазарева] сказала, что позиция принципиальная: мы не стараемся на них заработать, мы стараемся помочь экологии и людям, — говорит Матрёна Щапова.
Джутовые мочалки делает женщина, у которой двое детей. В «Аистенок» она обратилась, когда осталась с ними на съемной квартире и без денег. Сейчас она подрабатывает в косметологии, успевает шить мочалки и предложила к Новому году делать праздничные свечи.
— Это добровольное дело. Сначала мы мамам предлагаем поучаствовать, если видим желание — значит, сработаемся, — говорит Матрёна.
О прибыли в «Аистенке» не говорят — магазин начал работать только 1 августа, итоги подводить рано. Но отмечают, что за всё время работы выручка от продажи экопродукции и доход всего магазина не превышают расходы на его содержание и развитие этого проекта.
Почитайте истории женщин, пострадавших от насилия, которым помогают в «Аистенке». А недавно волонтеры проекта «Всё связано!» передали на социальный склад теплые шарфы, шапки и носки.