Спустя четыре дня после открытия торговых центров в Екатеринбурге возобновила работу IKEA. Из-за ограничений по числу покупателей, которые могут одновременно находиться в магазине, у входа выстроилась огромная очередь. Охранники пускают строго определенное число людей и следят, чтобы все были в масках.
В магазине ожидают, что пандемия сократит число покупателей, но не сможет ударить по выручке. Корреспонденты E1.RU Артем Устюжанин и Артем Новоселов поговорили с директором IKEA, который дал первое в его жизни интервью в России, о последствиях каникул и выводах, которые сделали для себя продавцы. А еще спросили, почему магазин приостановил прием интернет-заказов до 10 августа.
— Магазинам разрешили работать с 1 августа, но ваш открылся только 5-го. В чем причина?
— IKEA старается никогда не открываться в выходной день, потому что людей слишком много, а это влечет за собой риски. Поэтому мы открываемся в течение недели, чтобы плавно войти в режим работы. Постановления губернатора мы ждали в понедельник, а оно вышло только в пятницу. Мы были готовы открыться при первой возможности, всегда отслеживали коэффициент [заболеваемости]. И, когда получили распоряжение, осталось лишь провести несколько необходимых мероприятий. Как традиционный магазин мы не работали 129 дней, но трудились днем и ночью, операционные процессы продолжались благодаря интернет-магазину.
— Почему интернет-магазин IKEA перестал принимать заказы?
— У нас есть определенные технические сложности, дело не в наших локальных IT-специалистах. Но я думаю, уже с 11-го числа прием онлайн-заказов будет возобновлен.
— Сильно ли упали продажи, когда магазин ушел на каникулы?
— Я не могу сказать в среднем, так как всё зависит от периода. Но у нас бывали дни, когда мы получали даже больший доход, чем в прошлом году. Процент был чуть больше ста. А бывало и такое, что процент был необычайно низким. Самый простой пример — недавние жаркие дни. В такую погоду никому не хочется сидеть дома. Люди поехали отдыхать на дачу, на озера, и в такие дни заработки были достаточно низкими.
— Как вы думаете, насколько сократится число покупателей из-за ограничений в работе магазинов?
— Обычно к нам приходит порядка 10 тысяч человек в день. Но сейчас при всех ограничительных мерах мы ожидаем около 6–7 тысяч в день. Это все равно большая численность, так как нам необходимо соблюдать нормы безопасности и помогать гостям.
Как работает IKEA в условиях коронавируса
— Сколько человек может находиться в магазине одновременно?
— В нашей IKEA могут находиться не более 954 человек за раз, для этого мы мониторим количество посетителей и принимаем соответствующие меры. «Змейка» на входе рассчитана на более чем 200 гостей. Если будут семьи, они могут стоять плотнее, и поместится даже свыше 500 человек, поэтому мы всех очень просим соблюдать дистанцию, специально расставили ребят-охранников для контроля.
— Какие меры будут приняты, если число покупателей окажется выше?
— Мы попросим людей немного подождать у входа. Когда место внутри освобождается, запускаем новых покупателей. Судя по опыту других магазинов, час пик приходится на выходные, по времени — с 11:00 до 18:00. На человека должно иметься 10 метров свободного пространства, в магазине работают и наши сотрудники, а нам необходимо обеспечить социальную дистанцию между всеми.
— Когда откроется ресторан быстрого питания?
— Мы ожидаем указа, потому что фуд-корты еще закрыты, а наше заведение не относится к ресторанам. Возможно, пару недель спустя мы сможем возобновить его работу. Если скажут работать навынос, мы так и сделаем. Если получим распоряжение расставить столики на расстоянии трех метров друг от друга, мы выполним все требования. Наш магазин шведских продуктов уже работает, поскольку является супермаркетом.
«Кроватей во время каникул покупали безумно много»
— Много ли потерял магазин за время пандемии? Когда он сможет вернуться к привычным показателям?
— IKEA никогда не гонится за доходом в краткосрочный период. Наши магазины открываются на десятки лет. Недавно одному из них исполнилось 75. Да, это некий форс-мажор, и мы потеряли некоторую часть прибыли, но это не критично. Никто не мог этого предвидеть. Нужно понимать, что речь идет не только об одном магазине в Екатеринбурге, это огромная сеть по всему миру. Сложно сказать, как быстро мы восстановимся, но думаю, что уже через пару месяцев. Я говорю не столько о сумме денег, сколько о возвращении нормального уровня продаж. Люди всегда превыше всего, ведь без них не будет дохода, а значит, и нас. Поэтому наша первоочередная задача — сделать всё для обеспечения их безопасности.
— Что покупали екатеринбуржцы на каникулах?
— В первую очередь товары для спальни, офисную мебель и кухни. Кроватей во время каникул покупали безумно много. В общей сложности спальные товары составляли порядка 20% от общей численности.
«Думаю, в скором времени мы можем ожидать увеличения численности детей»
— Чему продавцов научила пандемия?
— До пандемии успешный онлайн-формат казался далеким. Пару лет назад мы ездили к своим румынским коллегам, чтобы посмотреть, как они умудряются собирать по 800 заказов в день, когда мы в Екатеринбурге могли обрабатывать всего 250. Это казалось чудом! А сейчас в течение этого периода мы собирали ежедневно около 1000 заказов в день, научились бесконтактно их передавать покупателям, оперировать новыми процессами. Для нас это бесценный опыт, мы, как и весь бизнес в целом, открыли для себя множество новых возможностей. Некоторые компании ушли на три года вперед.
В Екатеринбурге есть и такие магазины, которые не смогли пережить четырехмесячной заморозки. Посмотрите наш фоторепортаж из опустевших торговых центров.