Небольшой офис на улице Пушкина напоминает арт-галерею: повсюду стоят фигуры зайцев, лис, оленей и львов. Все они сделаны из картона в технике полигонального моделирования. Это когда объемное изображение собирают из многоугольников разных форм.
Интерьерные украшения — дело рук дизайнеров Polygonal Paper, которые уже семь лет учат этому искусству весь мир. Сегодня они стали героями нашей рубрики «Маленький, но гордый бизнес».
Проснулась знаменитой
Свой бизнес Наталья Погудина открыла в 2013 году, когда закончила магистратуру. Идея пришла неожиданно: по пути в архитектурно-художественную академию, куда тогдашняя выпускница несла подарок научному руководителю — сделанную своими руками бумажную голову оленя.
— Мой преподаватель стал для меня сенсеем, мне хотелось его отблагодарить, — рассказывает Наталья. — И пока я несла подарок, люди подходили, спрашивали, где взять такую голову. Даже в университете преподаватели удивлялись. А потом мои одногруппницы попросили: а склей нам тоже такие. Я тогда сказала: нет уж, клейте сами, и начала думать, как им все объяснить.
Чтобы передать технологию дальше, Наталья организовала мастер-класс. После него выложила фотографию оленя, сделанную одногруппницей, на Behance. А следующим утром посыпались заказы. Люди со всего мира просили научить их делать такие же головы. Мастерица потратила два месяца, чтобы сделать схему, понятную для каждого.
«Я только сейчас поняла, что была первым человеком в России, который превратил скульптуры в конструктор, который может собрать любой человек»
— Я сделала чертежи и хотела бесплатно залить их в интернет. Но муж тогда сказал: «Почему бесплатно? Давай за десять долларов». Я решила выставить за пять. Они оказались так популярны, что через два месяца на деньги, заработанные на этой голове оленя, мы полетели отдыхать в Германию.
Предприниматель признается, что ее основной аудиторией стали не дизайнеры и архитекторы, как она предполагала, а непрофессионалы, которые никогда прежде не сталкивались с моделированием. В основном мамы в декрете, которые хотят украсить свою квартиру. Это усложнило работу по производству схем, но сделало ее интереснее.
Как открыть бизнес на 100 тысяч рублей
Почти через три года Наталья решила, что настала пора расширяться — открывать производство наборов для склейки бумажных скульптур, куда вошли не только инструкции, но и клей, готовые схемы, распечатанные на картоне, а также линейка и канцелярский нож. С таким набором даже неопытный покупатель за несколько часов станет скульптором.
Начинающий бизнесмен тогда посчитала, что на печать и материалы уйдет порядка 100 тысяч рублей. Подала заявку на грант для предпринимателей в «СКБ.Контур» и начала искать в команду людей. Наталья вспоминает, что на запуск своей студии потратила все накопления, а позже узнала, что выиграла грант и получила 65 тысяч (столько осталось от призовых 100 тысяч после вычета налогов). Признается, что эти деньги тогда очень помогли, ведь на жизнь после старта практически ничего не осталось.
В команду Наталья взяла двоих дизайнеров: Анна Ожегова стала отвечать за упаковку и сайт, а Рим Шамсин — за чертежи и разработку новых моделей.
Офис в центре Екатеринбурга студия Polygonal Paper сняла благодаря Центру развития предпринимательства. Помещение на Пушкина, 9а обходится всего в 12 тысяч рублей в месяц, тогда как на обычных условиях в этом районе их сдают за 40 тысяч. Но есть одно условие — находиться здесь начинающим бизнесменам можно не больше трех лет.
Когда Наталья только открыла свое дело, ассортимент студии был небольшой: она продавала наборы для склейки трофейных голов оленя, слона, коня, единорога, льва и львицы. Позже появились напольные скульптуры в виде зайцев и лис. Но популярнее всех оказались бумажные доберманы, они разлетаются по всему миру.
В портфолио компании есть уже немало крупных заказов. Например, торговый центр в Швейцарии в 2018 году оплатил перелет и двухнедельное проживание команды, чтобы к Рождеству украсить помещения скульптурами оленей и лисиц.
А организаторы международного боксерского форума в Сочи заказали у уральцев чертежи, чтобы сделать из металла кубок в виде боксерской перчатки. На проект у дизайнера Рима было всего три дня, но он справился.
Картон от Louis Vuitton и персональный клей
Чтобы скульптуры были не только красивыми, но и качественными, Наталья провела месяцы в поисках нужных материалов. Например, клей должен крепко соединять детали, при этом не желтеть и не растекаться. Такой нашелся в крупной сети продуктовых гипермаркетов, но его неожиданно сняли с производства.
— Я не знала, что делать. Не могла найти ничего подходящего, — вспоминает Наталья. — Начала писать разным производителям клея, была уверена, что меня проигнорируют, потому что у нас маленькая компания. Но нашлись люди, которые высылали нам образцы бесплатно и даже сделали формулу клея специально для нас. Теперь мы у них заказываем.
Качественной должна быть и бумага для производства. Обычная не подойдет: она непрочная, к тому же на сгибах появляются ворсинки. Идеальный вариант нашелся в Италии: компания Favini делает картон с добавлением обрезков кожи, которые остаются на производствах одежды и обуви Louis Vuitton. Такой материал отлично держит форму и не ломается при сгибах.
«Я не стараюсь заработать все деньги мира»
Студия работает как интернет-магазин, где можно купить чертежи, чтобы самостоятельно их распечатать, или же набор, в котором уже есть все необходимое. Для особо нетерпеливых дизайнеры готовы сами собрать скульптуру, но готовые образцы появляются в основном к праздникам, когда спрос увеличивается в 4–6 раз.
Чертежи компания продает по 400–650 рублей. Набор обойдется дороже примерно в три раза. При этом 30% от его цены составляет стоимость материалов. Иностранцы готовы доплачивать и за доставку курьерскими службами.
— Большинство наших клиентов живут за границей, очень много покупателей в Мексике, — говорит Наталья. — Там очень благодарная аудитория. В целом, наверное, только в нескольких африканских странах не покупали мои развертки, а так уже по всему миру отправляли.
У студии есть зарубежные партнеры, которые продают аналогичные наборы и каждый месяц отчисляют процент за использование авторских чертежей.
— Я понимаю, что этот бизнес в сфере paper craft может быть очень прибыльным. Можно довольно быстро раскрутиться, но я не стараюсь заработать все деньги мира, мне хочется, чтобы мои сотрудники были счастливы, чтобы мы не были все на нервах, в мыле. А делали все в удовольствие.
Но и сейчас, при небольших объемах, оборот компании составляет 2 миллиона рублей в год, хотя в 2016-м этот показатель был в четыре раза ниже. Вырасти еще больше должен помочь запуск обновленного сайта, уже осенью он изменится, а ассортимент расширится — сейчас у клиентов растет спрос на чертежи для сборки скульптур не из бумаги, а из металла. Для работы над ними даже пришлось нанять дополнительный персонал — два дизайнера работают на аутсорсинге.
Команда мечтает выйти и на крупные хобби-гипермаркеты, но для этого ей не хватает опытного менеджера по продажам. Если все пойдет так, как задумала Наталья, команда может вырасти уже к концу года.
Если и у вас есть свое небольшое, но интересное дело, расскажите нам! Напишите письмо о себе на почту news@corp.e1.ru или оставьте заявку на участие по телефону +7 (343) 34–555–34. Также можно воспользоваться WhatsApp, Viber и Telegram: +7 909 704 57 70.
Посмотрите и другие серии проекта. На прошлой неделе мы писали про семью, которая зарабатывает на иван-чае. Или можно почитать историю уральца, который открыл свой собственный бренд одежды на зарплату в 30 тысяч рублей.