Если бы репортажи передавали вкусы и запахи, этот текст был бы терпким и сладким. Речь пойдет про иван-чай, точнее, про небольшое производство в 360 километрах от Екатеринбурга. Здесь работает семейная мастерская «Чайные мастера». Ее владельцы стали новыми героями нашей рубрики «Маленький, но гордый бизнес».
Уральский Прованс
В июне поля на Урале окрашиваются в розовый цвет, так цветет огонь-трава — кипрей узколистный, из которого делают иван-чай. Он неприхотлив: переносит засуху, жару и не боится холода. В небольших городах и поселках для него настоящее раздолье: кипрей заполняет собой заброшенные сельскохозяйственные угодья. А еще мгновенно разрастается на пожарищах, из-за чего получил множество «огненных» прозвищ.
Вездесущее растение вдохновляет фотографов на пейзажи в стиле Прованс, а Константина Глазунова из Тавды подтолкнуло к открытию собственного бизнеса — чайной фабрики. Она работает в небольшом городке уже пять лет.
— Мы с товарищем этот бизнес начали как хобби, нашли помещение, подготовили, — рассказывает предприниматель Константин Глазунов. — Я загорелся идеей, пришел к друзьям, сказал: «Хочу заниматься иван-чаем, дайте три миллиона рублей». Они ответили: «Константин, ну на какую-то траву три миллиона явно нет. А вот на закуп сырья 300 тысяч дадим». Мы с этими деньгами уже осенью рассчитались.
Первым делом, вспоминает Константин, он занялся поиском помещения. Нужен был небольшой цех, чтобы разместить там оборудование для сушки листьев. А вот с сырьем проблем не было: кипрей растет повсюду и бесплатно. Не требует ни полива, ни прополки. Единственное, что нужно, — собирать его. Двух рук для этого явно недостаточно.
— Нужно было найти помощника. Товарищ, с которым мы начали бизнес, — нефтяник, работает по вахтам. Когда ему предстояло уехать на две недели, я начал судорожно искать, кто бы помог, — вспоминает бизнесмен. — Нашли какого-то мужичка, он на пенсии, бывший военный. Я говорю: пойдем работать, плачу 1000 рублей в день. Он говорит: «Мне платят 20 тысяч в месяц, мне хватает».
«Тут достаточно часто встречается такой подход: люди не хотят работать»
За теми, кто готов взяться за работу, приходится тщательно следить — сырье должно быть безупречным. Для чая подходят только полностью зеленые листья без повреждений и желтизны, запрещено также собирать кипрей вдоль дороги. Оплата идет по весу: килограмм — 27 рублей. Поэтому поначалу сборщикам зарабатывать тяжело, зато тем, кто в полях не первый год, удается за лето получить неплохую прибавку к зарплате.
— Понятно, что без опыта 10 килограмм за час сложно собрать тем, у кого рука не набита. Ну и надо знать, где собирать — не везде ты подъедешь по ровной дороге, — объясняет Константин. — У нас есть два основных сборщика из деревни Ленино, пенсионеры, они с нами 5 лет уже работают. Они понимают, что за сезон можно заработать 20–50 тысяч, поэтому они крайне ответственно к этому относятся. У них есть свои наработанные места, свой уазик. А главное, они знают, какой лист собирать.
Из пяти килограммов листьев получается килограмм чая. В день опытный сотрудник собирает около 50 килограммов листьев, это 1350 рублей. Для деревни — хорошие деньги. Зарплата — основной вид расходов на производстве. Помимо этого есть аренда и оборудование. Если дома производители крутят листья на мясорубке, здесь нужна спецтехника. Сушить листья на солнце в условиях уральского лета тоже сложно, поэтому закупить пришлось еще и сушильные шкафы. И все это, говорит предприниматель, без инвесторов, поэтому окупается бизнес очень долго.
— Можно, наверное, и за год выйти в плюс. Для этого надо или продавать дороже (работать с розницей через интернет), либо делать много, чтобы себестоимость была низкая, и продавать через широкие сети, например «Ашан», — говорит предприниматель. — Мы проработали уже пять лет и только этой весной должны были выйти «в ноль», если бы выполнили те планы по продажам, которые были у нас до пандемии. Но в марте оптовые и средне-оптовые продажи встали. Хуже того — часть покупателей, которые брали у нас чай, до сих пор за него не рассчитались.
«Себестоимость — практически бесплатно»
По словам Константина, когда он начинал бизнес, совсем не думал о том, кому и как будет продавать свой товар. Это было большой ошибкой.
— Как правило, производство начинается так: люди смотрят рецепты иван-чая в интернете (их очень много). Технология достаточно несложная, поэтому пробуют делать в домашних условиях. Когда вкусно получается и знакомые хвалят, смотрят, сколько стоит иван-чай в магазине: за 50 граммов, допустим, 200 рублей. Дальше начинают считать: килограмм — четыре тысячи. А себестоимость — практически бесплатно: на мясорубке прокручу, на солнышке высушу.
«Ты полагаешь, что приедешь в магазин, где продают иван-чай за 200 рублей, и отдашь за 180. Но такая модель не работает»
Магазин хочет делать как минимум двойную накрутку. Он готов брать по 100.
Начинающие производители, говорит предприниматель, не учитывают также накладные расходы. В реальности себестоимость гранулированного чая будет не 50 и не 100 рублей, а 300–400. Из-за ошибки в расчетах многие компании закрываются в первые годы.
Есть выход — привлечь инвесторов, но тогда, говорит Константин, придется не думать о качестве и гнаться за выручкой, чтобы вернуть вложения. Ведь бизнес этот сезонный — и сборка, и производство идут летом.
— Иван-чай можно брать до цветения или после цветения. У нас же не Китай и не Индия, это месяц — полтора. Конечно, зимой можно работать на замороженном сырье, что-то похожее получается. Второй вариант — в несезон делать прессованный чай. Третий — заниматься еще чем-нибудь, например цукатами.
Константин для себя нашел другой выход: основной доход ему зимой приносит вторая работа в IT-сфере.
Свой бизнес — как маленький ребенок
Делать из семейной фабрики крупную корпорацию тавдинцы не спешат. Мини-завод — их маленький вклад в развитие Тавды и в собственное будущее.
— Весь малый ремесленный бизнес первый год — как маленький ребенок: просит постоянно есть, требует, чтобы кто-то постоянно был рядом, кричит, а взамен ничего не приносит. Ну кроме эмоций. На второй — третий год у тебя появляются люди, которые могут самостоятельно управлять этими процессами. Но у тебя появляются вопросы: а зачем тебе это нужно? Почему ты тратишь время? Я для себя ответил так: когда мне будет лет 50 с хвостиком, захочется чего-то более спокойного, почему бы сейчас не создать этот задел, который будет тебе приносить прибавку к пенсии?
По словам Константина, за пять лет они смогли выработать нужную технологию производства, при которой вкус чая получается таким, каким должен быть у хорошего напитка. Ведь несмотря на то, что сырье в России у всех одно, продукт в итоге получается разный: влияет и почва, на которой растет кипрей, и места сбора, и даже качество сушильных шкафов. Всё почти как у вина и винограда. Только в отличие от алкогольного напитка иван-чай долго хранить не получается: через три года листья могут испортиться, так что бизнес не может останавливаться.
Прочитайте также, как делают дома-конструкторы из гигантских бревен, и посмотрите фоторепортаж из цеха, где куют топоры и миллионы рублей. В проекте «Маленький, но гордый бизнес» мы рассказывали и об ученых-физиках, которые придумали, как заработать на клубничных фермах.
А если и у вас есть свое небольшое, но интересное дело, расскажите нам о нем. Напишите письмо о себе на почту news@corp.e1.ru или по телефону + 7 (343) 34–555–34. Также можно воспользоваться WhatsApp, Viber и Telegram — их номер +7 909 704 57 70.