Новая серия проекта «Маленький, но гордый бизнес» будет жаркой. Впереди — репортаж из кузницы, где трое уральцев куют топоры и миллионы рублей. Их производству 1 июня 2020 года исполнилось семь лет. Все это время за инструментами, сделанными в Верхней Пышме, выстраиваются очереди из покупателей по всей России.
А началось все с любви к истории и военным реконструкциям, где и познакомились будущие партнеры по бизнесу. Ильдар Аблиев тогда работал трудовиком в школе, Алексей Синцов — торговым представителем в компании, выпускающей шоколад. У обоих хорошо получалось мастерить руками. Сначала они делали вещи, которые требовались для реконструкций, например деревянные ложки и сундуки. А позже решили масштабировать дело и бросили основную работу.
Производство раскинулось на 600 квадратных метрах в цехах бывшего завода игрушек. Здесь полный цикл: от ковки до продажи. Для нас проводят экскурсию по многочисленным помещениям, о которых прежде мастера могли только мечтать. Свой первый цех Ильдар и Алексей открыли в складчину с другими бизнесменами. Его нужно было ремонтировать и утеплять, а площадь была в 2,5 раза меньше. Вырос и штат: если в 2015 году в мастерской работало восемь человек, то теперь — два десятка.
Основная продукция «Аники» — топоры. Мастера выпускают самые разные модели: для рубки дерева, мяса, спортивные и декоративные. Но есть в арсенале также охотничьи ножи, наборы столовых приборов и даже мечи, которые, правда, лишь для красоты (от настоящего оружия их отличает заточка и закалка).
Взяли кредит и открыли бизнес
Свой бизнес уральцы открывали без накоплений, пришлось влезть в долги, чтобы купить инструменты в дополнение к тем, что уже были у Ильдара.
— У друзей заняли, взяли кредит. Сто тысяч [рублей] взяли мы, а заплатили тысяч триста. Может быть, мы бизнесмены такие плохие просто, поэтому кредит очень долго выплачивали, — смеется Ильдар.
Стабильной прибыли свое дело не приносило предпринимателям около трех лет.
«Три года мы страдали: у нас прибыли не было вообще. Каждый день — в минус»
— Помню, первые три месяца прошли и я думал: «Раньше у меня была стабильная зарплата, а сейчас я каждый месяц стабильно ухожу в минус и не вижу перспектив», — вспоминает Алексей Синцов. — У меня паника была, что я теряю время и не получаю деньги. Потом я поймал себя на мысли, что я всю жизнь терял время, а сейчас я работаю на себя и это полная реализация моих возможностей.
Дальше дела пошли в гору: спустя три года бизнесмены выиграли грант в 300 тысяч рублей от Фонда поддержки предпринимательства. На эти деньги смогли закупить станки (они достались мастерской от закрывшихся свердловских заводов) и переехать в новое помещение.
— Первые наши клиенты — наши друзья. Потом друзья друзей. Поэтому нам было гораздо проще начинать. Не было вопроса, где взять заказы. Сначала делали для тусовки реконструкторской деревянные ложки или веретено, — вспоминает Ильдар.
— Потом начали делать мебель — сундуки, — подхватывает Алексей. — Это то, что дало нам толчок. Их мало кто делал, странная ниша, но, видимо, это наша тема — занимать странные ниши. Потребность была, людям нужны были сундуки.
Первые сундуки мастера продавали по 35 тысяч рублей, теперь же цена (вслед за качеством) выросла и начинается уже от 100 тысяч.
От мебели предприниматели перешли к инструментам, на них тоже оказался огромный спрос. Топоры стали делать, опираясь на исторические прототипы. Их внешний вид не должен был выдавать, что произведены они в XXI веке. Позже появились заказы и на мечи, но теперь это скорее редкость, бизнесмены решили сконцентрироваться на одном продукте.
— Одна из наших самых больших ошибок — мы постоянно пытались что-то новое пробовать. Мы начали все подряд производить: и столярку, и кожу. Это было ошибкой, мы и сейчас себя все время одергиваем, — говорит Ильдар. — На всех курсах по бизнесу говорят, что нужно развиваться, масштабироваться. Нет, не надо масштабироваться.
Топор Тора и подарок для Валуева
Но отступать от основного продукта иногда все же приходится. Мастера принимают эксклюзивные заказы. Одним из них стал топор, извергающий молнии. Его заказали в подарок одному из энергетиков.
— В подарок руководителю попросили что-то такое, связанное с энергетикой. Мы подумали, подумали и предложили сделать топор с молниями, — вспоминает Виталий Лунев. — Есть в Екатеринбурге один товарищ, он занимается производством катушек Теслы, которые «бьют молниями». Это электричество высокой частоты, оно безопасно для окружающих.
На производство чуда техники ушло около четырех месяцев, к подарку добавили и книгу о том, как создавался инструмент. Второго такого в мире точно не найти. По словам предпринимателей, имениннику так понравился топор, что позже он сам заказал в мастерской еще несколько, но уже обычных, без молний.
Их топор, говорят бизнесмены, однажды даже купили Николаю Валуеву. В качестве подарка уральские инструменты вообще берут довольно часто. Но кузнецы предупреждают: ждать придется долго — очередь за топорами растягивается на четыре-пять недель. А сейчас, благодаря кризису, и того больше: семь-восемь.
— Число заказов сейчас выросло на 30%. Обеспеченным людям просто некуда девать деньги — из-за кризиса заграница закрыта, магазины тоже. Так что он пошел нам на пользу, — говорит Алексей. — Когда доллар в 2016 году подскочил, мы сравнялись в цене с нашими основными иностранными конкурентами. И сейчас то же самое произошло.
Для покупателей из-за границы же заказывать российские топоры стало еще выгоднее. Правда, таких клиентов пока мало. Но среди них уже есть легенды. Например, несколько тесаков из Верхней Пышмы отправились в Аргентину.
— Батюшка православный заказал топор. Он русский, переехал в Аргентину. И заказал топор, чтобы рубить эвкалипт, топить им печь и готовить просвирки. Эвкалипт очень твердый, нужен был хороший инструмент. Батюшки вообще активно заказывают топоры и ножи у нас, — рассказал Алексей.
Сейчас основные клиенты кузницы — рыбаки, охотники, а также строители. Часть заказов поступает от коллекционеров, которые хотят повторить древний инструмент.
Топор как твердая валюта
Топоры бизнесмены в шутку называют собственной стабильной твердой валютой. Их не раз меняли на вещи, необходимые мастерской. Например, на мониторы для офиса или лыжи.
— Люди любят бартеры. У нас есть друзья, у них магазин одежды туристической, охотничьей очень хорошей. Говорят: «Давайте нам топоры, а мы вам одежду». И мы втроем хорошо тогда оделись, сумма была очень крупная, — говорит Алексей.
В начале работы мастерская в месяц могла выпустить всего четыре топора, сейчас же счет идет на десятки, доходит до сотни. В деньгах это около миллиона рублей. В ближайших планах предпринимателей — вывести объем на 150 топоров в месяц.
— Сейчас наша задача — на постоянной основе производить хороший, качественный ручной инструмент. Не какие-то викингские, фантастические топоры, а в первую очередь — для охоты и рыбалки. И чтобы они были в наличии. Чтобы человек не ждал шесть недель, а, например, в Ростове зашел в магазин и купил наш топор. Или в Канаде зашел и купил.
А вот любимое хобби — исторические реконструкции — из-за большого объема работы пришлось на время оставить. Но предприниматели надеются, что все же смогут выкроить время и отправиться в морское путешествие по Черному морю на корабле, собранном по старинным чертежам.
Если и у вас есть свое небольшое, но интересное дело, расскажите нам о нем. Напишите письмо о себе на почту news@corp.e1.ru или оставьте заявку на участие по телефону + 7 (343) 34-555-34. Также можно воспользоваться WhatsApp, Viber и Telegram — их номер +7 909 704 57 70.
Посмотрите и другие серии проекта. На прошлой неделе мы рассказали, как уралец открыл свой собственный бренд одежды на зарплату в 30 тысяч рублей. А еще писали об ученых, которые построили бизнес на домашних экофермах.