Бизнес Всё о коронавирусе обзор Кто и как зарабатывает на коронавирусе? Изучаем контракты на закупку антисептиков

Кто и как зарабатывает на коронавирусе? Изучаем контракты на закупку антисептиков

Во время пандемии заключать сделки медицинским учреждениям разрешили напрямую и без конкурсов

Больницы и учреждения стали заключать контракты с поставщиками антисептиков без торгов 

Мечта любого российского чиновника — закупать товары без конкурсов и лишних процедур. И вот это время наступило: 18 марта УФАС разрешило покупать без торгов всё, что нужно для профилактики и лечения коронавируса, приравняв пандемию к обстоятельствам непреодолимой силы.

Больницы и мэрии — большие и маленькие — за два с половиной месяца заключили тысячи контрактов напрямую с поставщиками. Они покупают аппараты ИВЛ, маски, перчатки, защитные костюмы, дезинфицирующие средства, почти всегда четко зная, что именно и производства какой компании им нужно.

Мы изучили госзакупки Свердловской области и узнали, кто и сколько заработал во время пандемии, получая контракты без торгов. Начнем с поставщиков дезинфицирующих средств.

Цены на антисептики поднялись в два раза

Больше всего контрактов без торгов из-за пандемии как обстоятельства непреодолимой силы со свердловскими больницами и организациями заключило ООО «Растер». Сумма 24 контрактов, подписанных с 1 апреля по 27 мая, — 10,5 миллиона рублей. Для сравнения: за последние 12 месяцев «Растер» участвовал в 268 закупках и заключил 154 контракта на 55 миллионов рублей (данные сервиса «Контур.Фокус»).

Самый крупный контракт, на 4 490 000 рублей, заключен 30 апреля с областным психоневрологическим госпиталем для ветеранов войн, который перепрофилировали под лечение пациентов с коронавирусом. За эти деньги в июне «Растер» должен отгрузить пять видов дезинфицирующих средств своего производства.

Почти во всех «коронавирусных» закупках, отданных «Растеру», прописаны конкретные названия антисептиков, которые он производит. И за пару месяцев пандемии стоимость некоторых дезсредств выросла в полтора-два раза. Например, литровая бутыль средства «Эдель» в марте 2020 года Слободо-Туринской районной больнице обошлась в 171 рубль (за 200 литров больница заплатила 34 200 рублей), в том же месяце Ревдинская станция скорой медицинской помощи заключила контракт на «Эдель» по 340 рублей за литр.

В апреле и мае медицинские учреждения покупали «Эдель» уже по 450–500 рублей за литровую бутыль. Дороже всех средство обошлось Красноуральской городской больнице — по 550 рублей за литр. Больница купила 200 литров и заплатила за них 110 тысяч рублей против 34 200 рублей, которые за тот же объем отдала Слободо-Туринская больница.

Жидкое мыло «Делия-септ» Слободо-Туринская больница покупала по 70 рублей за литр, Байкаловская ЦРБ в марте — по 110 рублей за литр, а госпиталь для ветеранов войн в мае приобрел уже по 145 рублей. Дезинфицирующее средство «Део-бактер» в марте НИИ дерматовенерологии и иммунопатологии приобрело по 250 рублей за литр, в мае Березовская ЦГБ — по 450 рублей.

ООО «Растер» существует с 1995 года, а сама компания, как говорится на сайте, с 1991-го. «Растер» производит дезинфицирующие средства и оборудование для дезинфекции. У ООО четыре учредителя: Валерий Путырский, Надежда Пахтина, Сергей Жгарев и Любовь Никонова. У компании есть два подразделения: ООО «Фирма «Растер»» занимается дезинфекцией, дезинсекцией, дератизацией предприятий, транспорта, медицинских учреждений, а ООО «Део» производит средство «Део-хлор».

Пять небольших контрактов на поставку антисептиков без торгов со свердловскими учреждениям заключило и ООО «Десан», учрежденное «Део» и Татьяной Путырской. Общая сумма — 353 тысячи рублей.

«Никаких поставок из других регионов вообще не производилось»

Коммерческий директор ГК «Растер» Дмитрий Суворин пояснил E1.RU, что в апреле и мае количество поставок дезсредств по контрактам, заключенным с единственным поставщиком, действительно выросло. Помимо того, что пандемию приравняли к обстоятельствам непреодолимой силы, 24 апреля Госдума подняла максимальную стоимость бесконкурсной закупки с 300 до 600 тысяч рублей.

— Медицинские учреждения и органы власти, которым требовалось в сжатые сроки получить необходимые средства для борьбы с инфекцией, не успевали запланировать и провести конкурсные процедуры в обычном порядке, в связи с чем в массовом порядке использовали эти две возможности закупить дезсредства у единственного поставщика. ООО «Растер», руководствуясь рекомендациями Министерства промышленности и науки Свердловской области, осуществляло отгрузки в адрес медицинских учреждений и органов государственной власти по их первому требованию, — сообщил Дмитрий Суворин.

Во время пика эпидемии на рынке возник дефицит предложений, отметил он, и «Растер», работая с удвоенной производительностью, «едва мог обеспечить потребности» заказчиков.

— Никаких поставок из других регионов вообще не производилось, другие страны евразийского союза, как и Россия, прекратили экспорт такой продукции. Именно с этим связано то, что многие из заключенных контрактов на поставку дезинфицирующих средств в Свердловской области заключены именно на поставку товаров производства ООО «Растер», — сказал представитель компании.

Весной 2020 года все учреждения и заведения стали закупать антисептики

Увеличение цен на дезсредства в апреле и мае он объяснил двумя причинами. Во-первых, выросла стоимость сырья и упаковки: изопропиловый спирт, из которого производится антисептик «Эдель», в январе-феврале 2020 года стоил 90 рублей за литр, а сегодня минимум 255 рублей за литр.

Во-вторых, сказал Суворин, в феврале и марте большинство закупок производилось на конкурсной основе, и конкуренты снижали цену.

— В апреле и в мае значительное количество поставок производится по контрактам, заключенным с единственным поставщиком. Такие поставки осуществляются по прайсовой цене. Необходимо отметить, что за весь период эпидемии ООО «Растер» не увеличивало своих прайсовых цен, несмотря на увеличение стоимости сырья и упаковки.

«Больницы покупали то, что было на складах»


Другую заметную часть поставок дезинфицирующих средств в Свердловской области взяли ООО «Аскания-Профит» и ООО «МТ «ЭкаДез»». Формально они не связаны, но учредитель и директор «Аскании-Профит» Виталий Тимошенко ранее был учредителем МТ «ЭкаДез». Сейчас учредитель и директор МТ «ЭкаДез» — Людмила Мялик. Тимошенко и Мялик вместе были учредителями еще двух юрлиц, которые прекратили деятельность, — ООО «МТ «Аскания»» и ООО «Теар-Лайф».

Косвенно о связи «Аскании-Профит» и МТ «ЭкаДез» говорит пересечение электронных адресов в документации. В договоре между «Асканией-Профит» и станцией переливания крови Ханты-Мансийска от 21 апреля 2020 года и в договоре между МТ «ЭкаДез» и Уральским центром материально-технического обеспечения Росгвардии от 23 апреля 2020 года указана одна и та же электронная почта.

Раньше дезинфицирующие средства покупали в основном для больниц, теперь ими обрабатывают транспорт, подъезды, улицы

Как и в случае с «Растером», эти две компании заключают контракты по закупкам, где указаны конкретные антисептики, но сами они их не производят. У МТ «ЭкаДез» это «Санилекс», «Асептолекс», «Абактерил», «Хлорэксель». По данным сервиса «Контур.Закупки», с 27 марта по 12 мая компания заключила 9 контрактов без торгов на 1,4 миллиона рублей.

«Аскания-Профит» заключила два контракта с Арамильской горбольницей и детской больницей Нижнего Тагила на 622 тысячи рублей, а также контракт на поставку перчаток и настенного дозатора за 547 тысяч рублей с нижнетагильской больницей.

Цены на дезинфицирующие средства у поставщиков тоже подросли. Например, препарат «Абактерил-хлор» в декабре 2019 года «ЭкаДез» поставлял по цене 454,5 рубля за килограмм, а в мае — уже по 710 рублей за килограмм. «Аскания-профит» в декабре продала ЦГКБ № 6 средство «Мастерсепт» по 450 рублей за литр, а в апреле его же Арамильской горбольнице по 520 рублей за литр.

Директор МТ «ЭкаДез» Людмила Мялик пояснила E1.RU, что цены у поставщиков выросли сначала из-за скачка доллара и евро, а потом — из-за закрытия границ и возникшего дефицита. Сама компания закупает антисептики у производителей.

— Большая часть сырья импортная — изопропиловый спирт и субстанции, из которых делают дезинфицирующие средства и концентраты.

«Некоторые производители увеличивали стоимость изопропилового спирта в три раза. У нас этого не было, но такие цены на рынке я видела»

— А когда возник вопрос с ковидом, оказалось, что спрос на рынке больше, чем предложение. Раньше антисептиками пользовались в основном лечебные учреждения, а сейчас все предприятия стали использовать их в быту, — отметила она.

Тот факт, что больницы стали прописывать в закупках конкретные названия дезинфицирубщих средств, Людмила Мялик объяснила дефицитом антисептиков у поставщиков.

— Когда был острый пик, все работали по наличию, предприятия и лечебные учреждения покупали то, что было у поставщиков на складах, кто чем располагал, у кого какие остатки находились. Был период, когда заводы ничего не отгружали. Поэтому конкретные названия — это не показатель, — сказала она.

И другие участники

По несколько контрактов заключили с больницами без торгов и другие компании. ИП Мансурова Наталья Викторовна поставит администрации Нижнего Тагила дезинфицирующие средства по трем контрактам в общей сложности на 3 740 000 рублей. Кстати, раньше Наталья Мансурова была одним из учредителей ООО «Уралмедопт», где директором работал Виталий Тимошенко из «Аскании-Профит».

ООО «Дезтэк» заключило три контракта на сумму 661 360 рублей с медсанчастью МВД и ЦГКБ № 1. С той же первой больницей контракт на 248 990 рублей заключила индивидуальный предприниматель Покромович Елена Анатольевна — ранее Покромович была соучредителем «Дезтэка» вместе с Хилаль Хайсам Ареф, у них и сейчас есть общее ООО «Кедр».

ООО «Проф-Дез» заключило без конкурсных процедур три контракта на 471 тысячу рублей. ИП Белоголовский Яков Абрамович получил тоже три контракта на 685 тысяч,

ООО «Торговый дом «Марлен»» заключило шесть контрактов на поставку антисептиков и перчаток прокуратуре Свердловской области, общая сумма — 761 710 рублей.

Обработка подъезда

ООО «Уралдезснаб», зарегистрированное 10 декабря 2019 года в Екатеринбурге, заключило три контракта на 249,3 тысячи рублей с Березовской, Невьянской и Богдановичской больницами. Остальные два десятка договоров у компании заключены с медицинскими учреждениями Омской области и Москвы.

Ранее мы рассказывали о том, как зарабатывают на госзакупках фармацевтические компании, связанные с депутатом Засобрания Свердловской области Александром Серебренниковым. После публикации E1.RU УФАС возбудило дело о сговоре на торгах.

Также мы рассказывали, сколько уральские власти тратят на содержание туристов в обсерваторах.

Как выбрать антисептик для ежедневного использования и как правильно его применять, мы рассказывали в специальной инструкции.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
58
Форумы
ТОП 5
Мнение
Что мы на самом деле отмечаем 4 ноября? Уральский историк рассказал увлекательный детектив из прошлого
Андрей Ермоленко
историк
Мнение
«Териберка впечатлила меньше всего». Колонка туристки о невероятном путешествии в Мурманскую область
Серафима Путиева
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер из Екатеринбурга отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Это как принять блудную жену обратно». В Екатеринбурге стали отказывать в работе тем, кто уезжал из-за мобилизации
Анонимное мнение
Мнение
«Питаться в кафе дешевле, чем дома». Как россиянка живет в «городе пенсионеров» во Вьетнаме
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления