В Екатеринбурге заработал прокат электросамокатов — кикшеринг. Об открытии объявил Ельцин Центр, который выступил партнером сервиса Whoosh. Так в Екатеринбурге появился еще один сезонный вид транспорта. Правда, пока добраться на нем можно не в любую точку города — стоянки для самокатов есть в Академическом, в центре, на Ботанике, в Пионерском и в Заречном, а также во Втузгородке. Как работает кикшеринг и стоит ли затевать самокатный бизнес на Урале, где снег может лежать до шести месяцев в году? Об этом мы поговорили с соучредителем сервиса кикшеринга toGO Александром Марковым.
— Екатеринбург — город, в котором холода стоят с середины октября по середину апреля, еще пара месяцев выпадает на дожди и внезапные заморозки. Не слишком мало теплых дней? А дорожное покрытие? По бетону, разбитым дорогам, старому асфальту передвигаться на самокате некомфортно. Как это учитывается при заходе в такие города, как наш?
— Самокат комфортно использовать при температуре воздуха от 8 градусов. Соответственно, в Екатеринбурге на нем точно можно ездить порядка пяти месяцев в году. Самокат едет даже по плохой дороге, во всяком случае, наши самокаты с накаченными колесами, они смягчают тряску от неровностей. Наши самокаты работают в 12 городах России, в Бишкеке и Тбилиси. Конечно, на юге сезон продолжается дольше, но и в таких городах, как Екатеринбург, кикшеринг может работать и приносить прибыль.
«По нашим расчетам, вложения можно окупить за полгода»
— Сейчас — время изоляции. С одной стороны, это делает востребованным индивидуальный колесный транспорт, с другой — у людей стало меньше денег и многие могут быть не готовы к освоению новых видов транспорта, они предпочтут купить обычный велосипед. Количество потенциальных партнеров с деньгами для полноценного запуска в городах тоже сокращается — у многих нет средств. Как вы собираетесь развиваться / выживать в условиях коронавируса?
— У нас после карантина уже возобновили работу сети в семи городах, и показатель поездок по сравнению с предыдущим годом вырос на сорок процентов. Это логично: закрыты массовые мероприятия, катание на самокате стало новым видом досуга. Кроме того, из-за коронавируса люди боятся пользоваться общественным транспортом, а катание на самокате стало безопасной альтернативой. Кстати, вся наша техника обрабатывается, к каждому самокату прилагается флакон антисептика.Так что коронавирус нам только помог, а погода дает работать. В ближайшее время мы откроемся в Казани и работаем над открытием в Екатеринбурге. Очень жаль, что организаторы первого кикшеринга в вашем городе не проводили конкурс, во всяком случае, мы о нем ничего не знаем, хотя внимательно следим за такими процедурами и готовы в них участвовать.
— О бизнесе мы еще поговорим, а пока расскажи, кто пользуется самокатами — только условные хипстеры?
— Пользоваться может кто угодно, для этого нужен только сотовый телефон и навык держать равновесие. На услуги кикшеринга действует единая цена: 5 рублей за минуту, 250 рублей в час. Кроме того, мы разработали IOT-блок, который позволяет использовать оплату по пробегу, в мире такого больше нет ни у кого. При поездке в самом медленном режиме пользователь заплатит меньше. Это решение сделано специально для больших городов.
— Пешеходы часто гневаются на велосипедистов, которые ездят по тротуарам. А самокатчики пешеходам на тротуарах мешают?
— Конфликты случаются крайне редко. Человек на самокате — почти пешеход.
«В отличие от велосипедиста, по габаритам самокатчик почти не превосходит пешеходов во время движения»
Так что самокаты отлично вписываются в городскую среду именно благодаря своим размерам.
— Как происходит аренда самоката?
— С помощью мобильного приложения. В каждом самокате установлен IOT-блок и электромеханический замок. Клиент разблокирует замок с помощью мобильного приложения — и может ехать. С его счета списывают деньги за поездку, он заканчивает аренду, блокирует замок, и после этого самокат становится доступным для следующего клиента.
— Все это задумано как транспорт или как развлечение?
— Сначала кикшеринг использовался именно как развлечение, но за последний год наметилась тенденция, что люди используют самокаты как средство передвижения по городу. Стало больше поездок на большие расстояния, увеличилась продолжительность. Из этого мы делаем вывод, что люди берут наши самокаты не просто покататься, а для того, чтобы быстро добраться из точки А в точку Б.
В курортных городах туристы берут самокаты напрокат для развлечения, а в больших, таких, как Екатеринбург, электросамокаты можно использовать как альтернативный транспорт. Это быстро и экологично.
— Какие характеристики у твоих самокатов?
— Мы используем новую модель для шеринга — Ninebot KickScooter Max. Они могут ехать со скоростью до 25 километров в час и рассчитаны на нагрузку в 120 килограммов. Самокаты могут проехать 65 километров, но это в идеальных условиях, при езде по ровной поверхности с пользователем весом около 70 килограммов.
В реальности пробег варьируется от 50 до 60 километров. Как показала практика, самоката хватает на 4–5 часов непрерывной работы. Сейчас мы ждем новых батареек от Tesla, чтобы снизить издержки на аккумуляторы и увеличить запас хода.
Это самокаты качественно сделаны и ломаются только при столкновениях и ударах о различные поверхности.
«Чаще всего приходится делать ремонт стойки, переднего колеса или заднего крыла, которое пользователи по старинке используют как тормоз»
Электрика очень надежная и почти никогда не отказывает.
— Самокаты, наверное, часто воруют? Они небольшие, их легко унести с собой.
— Все случаи воровства легко раскрываются, поэтому угонов почти не бывает. Дело в том, что у нас есть собственный антиугонный модуль, который позволяет обнаружить устройство в случае его хищения. Практически все украденные самокаты мы нашли, за исключением случаев вандализма, когда самокаты, например, выбросили в речку
— Теперь о бизнесе: сколько стоит один подготовленный для проката самокат?
— Примерно сорок семь тысяч рублей. На практике самокат окупает себя за шесть месяцев работы — это как раз один сезон. Сейчас из-за коронавируса и эпидемии количество и продолжительность поездок увеличились и мы ждем, что окупаться самокаты будут за 4–5 месяцев.
— Вы сами открываете в каждом городе пункты с самокатами, или этим занимаются покупатели франшизы?
— В каждом городе в зависимости от ситуации: либо занимаемся этим сами, либо это делает партнер. У нас нет лишних платежей и взносов, предприниматели просто покупают самокаты и запускаются, мы получаем от них фиксированную оплату каждый месяц.
Ежемесячный платеж — порядка семи евро за один самокат. Зимой, пока самокаты простаивают, наш партнер не платит ничего. Для сети из 50 стоянок нужно 500 самокатов по 47 тысяч рублей, соответственно, запуск обойдется партнеру в 23,5 миллиона. Такого количества стоянок и самокатов хватит для запуска проекта, чтобы он начал приносить доход. Однако лучше, чтобы стоянок было больше, например 100 — так пользователи смогут сформировать больше маршрутов.
Парк в 500 самокатов обслуживает один оператор, который находится в офисе и контролирует с помощью специальной административной панели местонахождение и состояние самокатов. Также за самокатами следят два дежурных техника на автомобиле. Их нанимает и контролирует партнер, а мы проводим обучение.
— В прошлом году в Екатеринбурге открылся велошеринг, но из-за того, что точки для стоянки ограничены границами центра города, в полной мере использовать такие велики как транспорт не получается. Например, я могу пользоваться ими только для того, чтобы проехать половину недлинной дороги от работы до дома. Как выстраивается сеть точек парковки самокатов в городах?
— Это большая проблема. Как правило, запуская сервис, предприниматели пытаются поставить всю технику в центр. Это объяснимо, они располагают самокаты там, где самый большой трафик. Но чтобы выстроить городскую среду, «микромобилити», нужно хорошее знание города и трафика. Поэтому мы и запустили партнерскую программу, так как мы сами город не знаем, но предполагаем, что партнеры — местные жители — разбираются в этом и понимают, где лучше всего надо ставить парковки.
Кикшеринг заработал, а вот рестораны никак не откроются. Почитайте, как владельцы ресторанного бизнеса ждут разрешения на открытие. Мы возобновили рубрику «Маленький, но гордый бизнес». В первом выпуске продавщица сладостей Гузель Санжапова рассказывает, как кризис уничтожит бесполезные компании. Впрочем, под угрозой все. Например, губернатор Евгений Куйвашев сегодня прозрачно намекнул, что из-за вспышки коронавируса может изгнать компанию «Красное и Белое» из Свердловской области.