С улиц Екатеринбурга исчезает наружная реклама. Многие баннеры и на окраинах, и в центре города уже завесили белой бумагой, а на мультимедийных экранах теперь показывают не тест-драйвы новых моделей автомобилей, а инструкции по мытью рук. Мы спросили у рекламных агентств, куда делись объявления и почему вернутся они еще не скоро.
Нет людей — нет рекламы
Агентства начали терять клиентов в начале марта. И чем больше заболевших становилось в России, тем меньше заказов получали рекламщики. Первым делом, когда в городе запретили мероприятия численностью больше 50 человек, от наружной рекламы отказались общепит, организаторы концертов и кинотеатры. Затем и другие.
— Мы потеряли уже 70% заказов. Объявления на апрель снимают каждый день и местные клиенты, и международные компании. Уже отказались от размещения авиакомпании, турфирмы, автосалоны, «Лента», Unilever, «Атомстройкомплекс», — рассказал управляющий партнер рекламной группы «Бумеранг» Сергей Котельников.
Он прогнозирует, что рекламный рынок в Екатеринбурге продолжит падение. Ни в апреле, ни в мае наружной рекламы на улице не будет.
С коллегой соглашается и Марат Зульхарнеев, директор рекламной фирмы «Хэт-Трик». Там тоже уже лишились около 80% процентов заказов.
— Все очень печально, сами понимаете: какой смысл размещаться рекламодателю, когда на улице никого нет? Никто ничего не планирует, — говорит Марат Зульхарнеев. — Покупательская способность резко упадет, и я думаю, что затишье будет все лето. Дай бог к сентябрю-октябрю нормализуется. Если работать месяц не будут люди, откуда у них появятся деньги?
Сейчас в городе спешно снимают старую рекламу. Срок ее размещения вышел, а новых заказов нет. Поэтому на улицах и остаются заклеенные билборды. В таком виде, полагают эксперты, город останется до самой осени.
Спасти бизнес
По словам бизнесменов, часть клиентов от рекламы пока не отказываются, просто сдвигают на неопределенный срок. Но есть и те, кто совсем отменяет заказы. Если так пойдет и дальше, говорят в компаниях, выжить они не смогут, ведь расходы на аренду земли и обслуживание рекламных конструкций никто не отменял.
— Многие конструкции еще даже не окупились. Договор аренды на восемь лет заключается, и ты три года работаешь в минусе — расходуешь то, что копил 10 лет, — комментирует Марат Зульхарнеев.
По условиям контрактов, рекламщики платят за аренду заранее: администрации города — за месяц вперед, а Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области — за квартал.
— Сейчас, до 10 апреля, все операторы наружной рекламы должны заплатить за второй квартал вперед. Непонятно, из каких средств, так как первый квартал всегда убыточный: в январе — феврале всегда самые низкие продажи в году, плюс еще март в этом году был хуже, чем все предыдущие годы. На апрель почти все клиенты размещения поснимали, — говорит управляющий партнер рекламной группы «Бумеранг» Сергей Котельников.
Чтобы спасти бизнес, рекламщики написали коллективное письмо властям с просьбой предоставить им льготы. Его подписали сразу пять компаний.
— Только у компаний-подписантов ежеквартальные платежи составляют около 27 миллионов рублей, в них трудятся более 130 человек. Есть и другие операторы, платежи которых измеряются тоже в миллионах, — объясняет ситуацию на рынке Сергей Котельников.
Письмо бизнесмены направили 11 адресатам, среди них губернатор региона, мэр Екатеринбурга, министр экономики и уполномоченный по правам предпринимателей. В тексте они просят освободить их от платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций в обмен на размещение социальной рекламы.
Избавить их от платы бизнесмены просят до конца 2020 года. В обмен предлагают властям размещение полезных объявлений и афиш. По закону социальную рекламу на улице размещают и так, она должна составлять 5% от объема всех рекламных поверхностей, но предприниматели предлагают поднять этот показатель до 40%. Например, рассказывать жителям региона о профилактике коронавируса или поздравлять ветеранов с Днем Победы.
Социальных роликов на улице Екатеринбурга уже стало больше — они появляются на мультимедийных экранах вместо коммерческой рекламы.
Бизнес на паузе
В долги многих рекламщиков вгоняют и обязательства по контрактам, которые были заключены еще в начале года. Это, к примеру, закупки нового оборудования. Из-за скачка доллара суммы поднялись в разы. По словам предпринимателей, на технику из Китая — на 20–30%.
Не лучше ситуация и с арендой рекламного оборудования, от платежей никто не освобождает.
— Вчера разговаривал с собственником рекламного оборудования, мне сказали: «Выполняй свои обязательства, у нас выходные дни, значит, все нормально. У меня тоже есть обязательства по этому оборудованию, которые я должен платить». И мы сейчас с ним заложники «нерабочих, выходных дней», в которые люди «отдыхают» в самоизоляции. И, если бы ввели режим ЧС, у нас бы с владельцем оборудования состоялся другой, нормальный разговор: «Ты пока не платишь мне, я пока не плачу по своим обязательствам. Как закончится ЧС, всё наше взаимодействие продолжится», — говорит Сергей Котельников.
Многие контракты на будущее пришлось поставить на паузу. А вот с зарплатами сотрудникам сделать то же самое сложно. Поэтому бизнесмены прогнозируют, что сначала в бизнесе начнутся массовые сокращения, а затем сокращаться начнет и число рекламных компаний.
Не лучше ситуация и в других сферах. Мы спросили у предпринимателей, смогут ли их компании пережить «замороженный» апрель. Рестораторы объявили, что больше половины заведений закроются из-за кризиса. А многие таксисты уже перестали выходить на работу.