С 23 марта Росавиация ограничила авиасообщение со всеми странами, а ведомству поручили прекратить регулярное и чартерное авиасообщение, кроме рейсов для вывоза россиян. Тысячи туристов застряли за границей, а для авиакомпаний и турагентств настали тяжелые времена.
Мы рассказывали, что туроператоры отказываются возвращать деньги за путевки. В тяжелой ситуации оказались и пилоты авиакомпаний.
— Я знаю про ситуацию во многих авиакомпаниях, — рассказал E1.RU Александр, уральский пилот одного из крупных авиаперевозчиков. — В таких ведущих компаниях, как «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии», которые имеют наибольшее количественное соотношение авиапарка и сотрудников, применяются различные способы, чтобы избежать экономических потерь: всем офисным работникам либо сокращают рабочий день, либо уменьшают количество рабочих дней. Например, из восьмичасового рабочего дня делают пятичасовой. Раз уменьшено количество часов, уменьшается и ставка (мы рассказывали о таких мерах в «Уральских авиалиниях»).
По его словам, фактически полностью исчезло такое понятие, как премиальные.
— В итоге зарплата становится гораздо меньше. Они и так много не получали: в нашем регионе вместе с премиями офисные работники авиакомпаний получали 23–30 тысяч, техсостав — побольше, около 40–50 тысяч, сейчас эти зарплаты сократились на треть, — сообщил Александр.
Еще хуже, по словам Александра, дела обстоят у пилотов и стюардесс. Дело в том, что у летного состава зарплата сдельная.
— Есть оклад, который обычно очень низкий — чуть выше прожиточного минимума. Вся зарплата зависит от летных часов, а их сейчас практически нет, — пояснил Александр.
К примеру, для пилотов санитарная норма составляет 80 часов в месяц, а продленная — 90. Летный час стоит примерно 2000 рублей. Если налет составил 10 часов, то пилот получит 20 тысяч рублей, а если 80 часов — 160 тысяч.
— Плюс какой-то небольшой оклад и премиальные. Если человек не летает, он получает минимальную ставочку. Когда у нас было много работы, для стимуляции шла ставка выше после 80 часов, в каждой компании это варьируется, но у пилота был стимул еще слетать. Сейчас мы имеем то, что пострадали «пятидневщики», пилоты, стюардессы,
При этом Александр признает, что авиакомпании находятся в тяжелом состоянии из-за резкого сокращения объема перевозок. Борта находятся в лизинге, а потому за них приходится платить.
— Все авиакомпании мира сейчас терпят огромные убытки, внутренний рынок не спасет ситуацию. Мы получаем патовую ситуацию. Если государство в такой ситуации не поможет авиакомпаниям, они начнут разоряться, будут объявлять себя банкротами. Если это все будет продолжаться достаточно долго, мы не вынесем первыми. Борьба правительства с коронавирусом сейчас должна заключаться не только в обеспечении карантина, но и в поддержке малого бизнеса и больших компаний, — заключил Александр.
Он отметил, что у него четверо детей, младшему будет два года. Есть два крупных кредита, он не представляет, как будет расплачиваться за них, когда авиакомпании начнут объявлять себя банкротами.
Накануне Владимир Путин выступил с обращением к россиянам. В нем президент объявил недельные каникулы, а также объявил о мерах, которые должны помочь бизнесу.
Мы обсудили обращение президента с известными екатеринбургскими предпринимателями. Также банкиры рассказали E1.RU, как гражданам оформить кредитные каникулы.