У каждого наемного сотрудника хотя бы раз появлялась мысль уволиться и создать какое-то свое дело. Но потом вспоминаешь о том, как здорово дважды в месяц получать зарплату, отпускные, больничные, а у некоторых еще есть страховка и бесплатные кредиты. Мало кто готов от всего этого отказаться.
Две подружки Анна Григорчук и Нина Гузева много лет работали в компании «СКБ Контур». Там хорошая зарплата, классный офис на Широкой Речке, куча других приятных плюшек. Но все равно у них периодически возникали мысли о собственном бизнесе.
— Мы с Ниной очень хотели свое дело, часто обсуждали, — вспоминает Анна. — Сошлись на том, что мы обе любим детей, потому что мы мамы, и шопинг, потому что мы девочки.
В 2017 году они предприняли первую попытку создать свое дело: сделали наборы для будущих мамочек, в которых были прорезыватель для зубов, кремы и присыпки, игрушки-погремушки, костюмчики-одежка. И этот нехитрый бизнес неплохо шел. В какой-то момент среди знакомых удалось найти инвестора, готового вложиться.
— Но встал вопрос: либо нам инвестировать в него и закупать много-много наборов, но их надо где-то хранить, либо вкладывать во что-то другое. В начале 2018 года и родилась идея делать органайзеры для детских документов, чтобы они удобно лежали в одном месте.
Торговая марка появилась во многом случайно: художника попросили нарисовать несколько вариантов персонажей, которые могли бы стать символом, и одним из первых был кашалот. На английском получилось Cashalots. Да к тому же в нем увидели и дополнительный смысл: cash — деньги, lots — много-много.
В бизнес вложили 400 тысяч рублей, которые дал знакомый инвестор. Сначала делали очень дешевые папки из ПВХ и пластика. Через некоторое время клиенты стали просить такие же, но из кожи.
Тогда во «ВКонтакте» нашли несколько мастеров, которые согласились выполнить подобный заказ. Делали их в Воронеже и Кирове, вставляли в них вкладыши для документов и продавали.
— Потом мы решили купить шкуру, пытались сами из нее сшить, но ничего не получилось. Обратились в ателье, где прекрасная Надежда Геннадьевна (она сейчас у нас работает) сказала, что может шить что угодно. В итоге стали заказывать у нее, что значительно упростило логистику, — вспоминает Анна.
В первый месяц оборот составил 70 тысяч рублей, а через восемь месяцев удалось вернуть инвестору те самые 400 тысяч рублей. Он очень удивился.
При этом Анна и Нина продолжали работать в «СКБ Контур». Там знали о бизнесе своих сотрудниц, но не противились этому, а всячески поддерживали. Через год собственное дело стало приносить больше, чем была зарплата в «Контуре». В марте 2018 года оборот достиг 7,5 миллиона рублей.
— Я решила уволиться, так как поняла, что могу зарабатывать в Cashalots. Бизнес приносил в разы больше, чем работа в «Контуре». К тому же поняла, что это просто нечестно по отношению к компании, в которой я проработала 11 лет, — говорит Анна.
Через пару месяцев ушла из «Контура» и Нина.
Изначально Cashalots использовал два канала продаж.
— Первый — «ВКонтакте», где мы закупали ботов, которые стучались к пользователям и предлагали наши органайзеры. Вторым стал Instagram, где выкладывали фотографии, продвигали их. В какой-то момент именно Instagram стал главным поставщиком клиентов. И мы отказались от «ВКонтакте», — вспоминает Нина.
Уже через полгода появились два менеджера по продажам, а еще через шесть месяцев их стало восемь. В день они обрабатывают от 80 до 120 заявок.
— Изначально мы не думали расширять продуктовую линейку, но покупатели стали интересоваться, есть ли еще что-то. Так появилась обложка на паспорт, кошелек. В итоге с двух позиций доросли до 27 штук. В какой-то момент даже сократили линейку, чтобы оставаться в рамках нашей концепции, отказавшись, например, от сумок, — объясняет Антон Трапезников.
На шесть видов органайзеров сейчас приходится 92% продаж. Основные покупатели из Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара и Новосибирска.
— Раньше мы с Аней вдвоем упаковывали органайзеры и отвозили их на почту. Сначала это делали в офисе «Контура», а потом посылок стало так много, что переехали домой, а в октябре 2018 года арендовали свой первый офис, — рассказывает Нина.
Теперь в Cashalots работают 42 человека, из которых половина занимается производством.
Самые большие ошибки были связаны с кадрами.
— Самое плохое, что можно сделать, — это нанять не тех людей. У нас был случай, когда из-за неверных решений маркетолога мы получили кассовый разрыв. Просто не было денег даже на зарплату. Хорошо, что удалось быстро заметить ошибку и за следующий месяц исправить положение, — вспоминает Антон.
Все важные решения в Cashalots принимают голосованием: если два руководителя за, то третий подчиняется. Например, сейчас партнеры обсуждают открытие розничных точек. В ближайший год они рассчитывают на трехкратный рост продаж. По большей части за счет корпоративного сектора, в развитие которого раньше не вкладывались.
Получается, что от первых попыток начать бизнес до производства, в котором заняты более сорока человек, прошло всего три года. Просто Анна и Нина рискнули. И все получилось.
В рубрике «Маленький, но гордый бизнес» мы рассказываем о тех, кто рискнул начать свое дело, несмотря на экономические сложности. Героями рубрики становились, например, бывший продажник Артем Баталов, который стал шить кожаные изделия, юрист Светлана Корабель, которая вместо Porsche Cayenne купила козью ферму. Работавший в Москве бизнес-тренером Михаил Зернин, который встал за токарный станок, чтобы делать крутые и дорогущие доски, а Елена Пикунова вместе с мужем Владимиром выпускает велосипеды из бамбука. Почитайте историю семьи Полухиных — Павел и Ксения делают необычные часы из пластинок.
Мы ищем новых героев. Если вы считаете, что подходите, готовы откровенно рассказать о подноготной своего бизнеса, то напишите об этом автору рубрики на почту s.panin@iportal.ru с пометкой «Маленький, но гордый бизнес» или в любой из мессенджеров по номеру +7 919 370 70 70.