Бизнес интервью «Пиратский бизнес научил меня скорости»: история коммерсанта, открывшего для Екатеринбурга DVD-диски

«Пиратский бизнес научил меня скорости»: история коммерсанта, открывшего для Екатеринбурга DVD-диски

Михаил Борисов начинал свой бизнес в 90-х с пиратских VHS, которые были в каждом доме

Михаилу Борисову 39 лет. Он владеет компанией «Флешкин», является членом федерации «Мастерс», многократным призером чемпионатов и Кубков России по плаванию среди пловцов-«ветеранов». В счастливом браке воспитывает двоих сыновей. Но когда-то в юности ему пришлось уйти из спорткласса, забыть про мечту о профессиональной карьере пловца, заработать которой в 90-е было нереально, и стать коммерсантом. Свой бизнес он начинал с продажи пиратских видеокассет. 20 лет назад он стал одним из первых людей, которые стали продавать CD и DVD. Михаил рассказал нам, как ему удавалось выживать и адаптироваться на меняющемся рынке видеоразвлечений.

В предпринимательстве я, можно сказать, со школы. Когда мне было 15 лет, не стало отца, и нужно было начать самостоятельно зарабатывать. В Первоуральске тогда было много пиратских студий видеозаписи, на одной из них я и начал работать. В мае 1995 года, в свои неполные шестнадцать, я впервые вышел на рынок. Выручка, к моей радости, оказалась хорошей, и я стал ездить в Екатеринбург по воскресеньям и понедельникам продавать на Кировском оптовом рынке видеокассеты.

Интерес к коммерции рос, а к учебе — падал. Я поступил в УПИ на механика и платил старосте, чтобы тот не ставил букву «Н» на парах, сам в это время ехал торговать на рынок. Начался образ жизни «сыто-пьяно», стал разгильдяйничать. Тогда многие так жили и подавали пример. В итоге я проучился полгода, ушел в академ, из академа не смог восстановиться и потерял интерес к обучению вовсе.

На Кировском оптовом рынке был центр пиратства, который продавал на весь УрФО.

Владельцы бизнесов знали друг друга в лицо, временами даже жили дружно, но конкуренция была лютая.

Продолжая работать на рынке, я стал играть в карты со взрослыми дядьками, среди которых были и каталы. Сначала играл на свои, потом своих не хватило, и однажды проиграл кассу. Тогда я мог запросто лишиться работы, но то ли из-за того, что сразу же сознался, то ли из-за того, что сумма не была серьезной, шеф простил. И даже отрабатывая долг начальству, я не смог сразу бросить играть и попутно еще залез в долги. С этой иглы смог соскочить только после осознания, что игромания — это настоящая болезнь. Поэтому, когда по стране стали расставлять игровые автоматы, мне они были уже не интересны.

Я мечтал о своей торговой площади или студии, о собственной машине. И однажды мой шеф, Юрий Михайлович, решил сдать кому-нибудь в аренду половину торговой площади, а я подошел к нему и сказал, что хочу попробовать. Юрий Михайлович с удовольствием согласился и даже дал два месяца без аренды. В это самое время на смену аудио- и видеокассетам стали приходить компакт-диски, которые никому оказались не нужны, потому что VHS процветали. Я был 20-летним пацаном, ходил на дискотеки, соображал во всех музыкальных новинках, и мода на диски мне показалась очень интересной. Торговля закрутилась-завертелась!

Конкуренты приходили за консультацией — они видели спрос на CD, но не понимали, как с ними работать. Это и был момент старта, мой квантовый скачок!

Я оказался в нужное время в нужном месте. За два месяца купил себе первую машину — праворукую японскую иномарку. Через два года открыл самостоятельную точку. Тем временем мой шеф тоже перестроился на CD и выгнал меня со своей площади, завез тот же ассортимент и попытался «отжать рынок», но у него ничего не получилось. Я развивался: перешел на DVD, затем компьютерные игрушки, открыл свой оптовый склад.

Ошибок тогда наделал предостаточно. Например, около полутора миллионов по тем деньгам потерял на «честном слове» — раздавал товар под реализацию. Отдельные суммы заказов были небольшими, но кидалово в начале нулевых было регулярным. В условиях сильной конкуренции решала цена: ты скидывал стоимость, а клиент говорил: «Я вон у того с отсрочкой беру, сделаешь отсрочку — возьму товар у тебя». Пиратский бизнес сегодня есть, а завтра товар со склада изъяли органы. И таких людей, которые брали «взаймы» сначала у меня, потом у конкурента, и пропадали, было очень много. Никаких договоров и фамилий.

Наём сотрудников тоже был на доверии. Диски продавались тысячами, дела шли хорошо, и когда я начал строить семье дом, то просто приезжал на точку снимать выручку и даже элементарного учета не вел. В итоге чуть не лишился бизнеса — сотрудница так проворовалась, что я оказался должен поставщикам приличную сумму. Пришлось занимать, чтобы выкарабкаться.

Пиратский бизнес научил меня скорости. Когда с самолета получали новый блокбастер, нужно было быстро записать и моментально продать экранную копию. Потому что на следующий день выходила оцифровка, и первая копия была уже никому не нужна. Потом выходило высокое качество, и партии с оцифровкой можно было выкидывать.

Новый фильм продавался тысячами копий, но только сегодня. Это непредсказуемая штука

«Незнайка на Луне» вышел на видеокассете под Новый год и был первой долгоиграющей массовой копией. Мультфильм продавался в таких объемах, что студии писали только его и забивали на ассортимент. DVD-рекордсменами были «Титаник», «72 метра», «Сибирский цирюльник». А были фильмы, которые всегда однозначно продавались, — «Храброе сердце», «Красотка», «Спасти рядового Райана», «Расплата», «Король Лев». Пирату требовалось много чутья на новинки, решения нужно было принимать быстро — пойдет или не пойдет, сколько заказать.

Но мне всегда хотелось чего-то более серьезного. Спрос на копии падал, развивался интернет. К тому же, от этого бизнеса кормились не только бандиты, но и наши органы, крыша становилась всё дороже. Нужно было куда-то двигаться, и я четко понял, что скоро выстрелят компьютерные аксессуары. Переходить на белую кассу было сложно, три года мы работали в ноль, зато когда встали на ноги, поняли, что в новом бизнесе намного лучше и легче — не нужно ничего скрывать.

Теперь стараюсь учиться на чужих ошибках. Один из наших клиентов в прошлом множил точки на рынке и открыл неподалеку огромный склад с красивыми офисами. Тогда это казалось очень круто! Но потом он вложился в картриджи для принтеров, которые стали резко обновляться, и не смог их вовремя продать. Позже выяснилось, что огромный склад был не в аренду, а куплен в кредит, московские поставщики перестали отгружать товар, всё навалилось, и бизнес прогорел. Поэтому я не гонюсь за расширением. Всё зависит от объема: чем больше оптовых клиентов, тем больше оборот, а чем больше оборот — тем выше к тебе доверие поставщиков, тем ниже цена при отгрузке и дольше отсрочки.

Сейчас мы поставляем товары на весь УрФО, Тюменской, Челябинской области, Пермскому краю. Открыли десять розничных точек, которые успешно подкрепляют опт. Я начал самостоятельное обучение маркетингу, менеджменту, пошел в бизнес-школу, стал посещать бизнес-форумы. Вместе с тем, никогда не забываю, что не только знания и прогресс, но и человеческие привычки, психология играют в бизнесе важную роль. Пять лет назад продавались в основном флешки, мышки, клавиатура. Потом случился бум на вебкамеры. Сейчас основной вал идет на кабели для зарядки телефонов, беспроводные зарядки и wi-fi-передатчики.

В прошлом декабре был бум на приставки для цифрового телевидения, страна переходила на цифру. В этом — нарасхват селфи-лампы и наушники типа AirPods

Но VHS, например, мы перестали продавать недавно — даже в 2010-х на них был пусть и небольшой, но постоянный спрос. CD и DVD долго оставались в продаже, потому что люди неохотно переходили на флешки, и мы до сих пор продаем диски в небольших количествах.

Всегда появляется что-нибудь новое, поэтому я постоянно смотрю по сторонам и экспериментирую. К клиентам относился и отношусь как к друзьям, честно и открыто. Мы сейчас любому из наших оптовых клиентов показываем оборот розничных точек, делимся фишками, наработками, факапами… Короче, все просто: чем честнее мы ведем себя, тем прибыльнее наш бизнес. Я уверен, что для предпринимателей в России сейчас больше возможностей, чем было в 90-х. Просто те, кто не смог перестроиться, считают иначе.

Ранее мы рассказывали историю ресторатора Ольги Зайченко. В 90-е она была челноком, а после стала владелицей старейшего паба в Екатеринбурге. А Алла Тяжельникова поведала Е1.RU историю легендарных «Цветов от Аллы», которые она основала в 1993-м.

Кстати, помните номер телефона, по которому можно купить паклю? Если вам немного за тридцать и в середине девяностых вы жили в Екатеринбурге, то вы точно знаете его. Интервью с создателем надписи на заборе «Пакля 656565» можно прочитать здесь.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
40
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такое не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Нам говорят: вы плохо учите». Что не так с образованием детей мигрантов в российских школах
Екатерина Кириченко
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Знакомства
Объявления