
При словах рэкет и рейдерский захват на ум приходят лихие 90-е, когда в бизнесе не было правил, а закон был бессилен. Но, оказывается, эти понятия никуда не делись. Только сегодня мошенники действуют иначе — используют юридические лазейки и работают с федеральными тендерами. С такими махинациями может столкнуться любой предприниматель. Как защитить себя и что делать в такой ситуации, рассказал кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права УрГЮУ, адвокат юридической компании «Скорая правовая помощь» (СПП) Евгений Белканов.
— Евгений Александрович, компания СПП сейчас занимается сложным делом, которое связано с рейдерским захватом. Вы можете рассказать подробности?
— Конечно, правда, без деталей. Все началось еще в 2015 году. Наш клиент, назовем его условно Иван, занимался промышленными взрывными работами. С ним связались люди из Владивостока и предложили работу. Речь шла об известном и очень крупном строительном проекте в Западной Сибири. Приглашающая сторона была субподрядчиком по тендеру.

Под проект мужчина открыл фирму, получил лицензию, набрал персонал, нашел поставщиков техники. Здесь начались странности. Заказчик из Владивостока потребовал, чтобы его признали основным собственником уральской фирмы. Технику взяли в лизинг у неизвестной компании под высокие проценты. У нашего клиента возникли подозрения, но из-за юридической неграмотности он совершил несколько ошибок. Например, отправляя документы, он не составлял описи, не знал о порядке согласования крупных сделок в соответствии с Уставом.
Мужчине обещали: платы за работу должно хватить, чтобы закрыть кредит. По лизингу к нему не было никаких вопросов. Время шло, и в какой-то момент стало понятно, что никакого крупного проекта не будет.
Приморская компания начала процедуру банкротства. Люди из Владивостока и не собирались работать, они хотели получить авансовые средства от генподрядчика. И им нужен был козел отпущения, которым и стал Иван.
— В какой момент Иван обратился к вам за помощью?
— К сожалению, не сразу. Его хотели обязать перевести технику в Приморский край. Когда он отказался, на базе произошел пожар. Виновных в этом инциденте так и не нашли. Несколько раз появлялись представители из Владивостока, после чего странным образом пропадали документы и транспортные средства. Ивана его «партнеры» отстранили от должности директора им же созданной фирмы и подали на него в суд.
В 2018 году областной арбитражный суд обязал Ивана выплатить 22 миллиона за незакрытый лизинг, восстановление сгоревшей техники и так далее. Кроме того, ему грозило 10 лет заключения. В этот момент Иван и обратился к нам.

— Почему вы взялись за это дело?
— Здесь изначально была видна схема ухода от ответственности за освоение бюджетных денег. То есть человек взял у подрядчика деньги, прекрасно понимая, что подрядчик получил их через генподрядчика из государственного бюджета, и захотел их спрятать. А как их спрятать? Найти крайнего. Понять это было просто — схема была классической пять лет назад.
— Как вы действовали дальше?
— Мы выступили в арбитражном апелляционном суде, он вынес решение в нашу пользу. Отстранение Ивана от должности признали незаконным. Оппоненты попытались обжаловать решение в Верховном суде, там это даже к рассмотрению не приняли. Нужно отдать противникам должное — выстроить стройную картинку они могут, но, когда начинаешь разбираться в ней дружным коллективом, она рассыпается.
Прогноз сейчас самый благоприятный, мы завершаем дело, осталось два-три процесса. Кроме своих дел мы подключились к ситуации с другими фирмами, которые также пострадали от дальневосточных «бизнесменов». Ситуация близится к крайне негативному завершению для наших противников. Они обвиняются в мошенничестве в особо крупных размерах.
— Есть ли риск у современных предпринимателей столкнуться с таким мошенничеством?
— Конечно. Но если пять лет назад эта схема применялась на космодроме Восточном, то сейчас — на госзаказах среднего уровня. И это может коснуться небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей, которых нанимают как субподрядчиков для выполнения тендеров.

Сейчас мошенники откровенно пользуются юридической безграмотностью населения. Раньше было: обманул, взял деньги и исчез. А теперь прикрываются судебными решениями, коррупционными связями.
— Как защитить себя и свой бизнес от такого обмана?
— Общий принцип — обращаться до. До того, как поставили подписи в документах. Понимаю, не у всех есть возможность держать юриста в штате. Но можно, условно, отдать 1000 рублей за консультацию, и мы покажем вам все риски. Это дешевле и проще, чем потом мучиться.

— Это основное направление работы компании СПП?
— В компании «Скорая правовая помощь» есть корпоративный блок, блок семейных разбирательств, которые зачастую связаны с корпоративными делами, когда начинаем делить имущество при разводах. Третий блок — по мошенничеству на поставках. Мы работаем по всей стране и даже с зарубежными клиентами. Кроме того, СПП сотрудничает как со мной, так и с другими юристами, имеющими статус адвоката, — это дает нашей команде право не только консультировать, но и защищать клиентов в суде.
