Екатеринбургский предприниматель Даниил Туленков может оказаться за решеткой из-за спора с клиентом. Гражданский процесс обернулся уголовным делом, предприятие Даниила больше не работает, а ему грозит заключение.
В 2017 году фермер из Асбеста Владимир Никанов заключил с компанией Туленкова ООО «КСЦ Эмирэйтс» договор на поставку трактора и навесного оборудования к нему на 1,4 миллиона рублей, выплатив 700 тысяч рублей аванса. Оборудование пришло, а вот доставить трактор из Белоруссии не удалось и Туленков, по его словам, предложил фермеру забрать оборудование и оставшуюся от аванса сумму (около полумиллиона рублей).
Но Никанов хотел вернуть все деньги и обратился в гражданский суд, а также написал в полицию заявление о мошенничестве. Семь раз его отклоняли и только с восьмой попытки возбудили уголовное дело.
Пока Никанов добивался возбуждения уголовного дела, выиграл в гражданском суде. Счета предприятия арестовали, работа компании была парализована.
По словам Туленкова, он был готов выплатить большую часть средств, но клиент потребовал все 700 тысяч рублей. Компания оказалась в кризисе и не могла быстро выплатить такую сумму, а в августе 2018 года Туленков стал фигурантом уголовного дела.
6 ноября ему предстоит выступить в суде с последним словом.
Даниил Туленков с 2009 года руководил компанией «КСЦ Эмирэйтс». Начинал как наемный менеджер, затем стал соучредителем, в 2012 году получил полный контроль над компанией, которая занималась поставкой запчастей для спецтехники и гидравлического оборудования.
Мы связались с Владимиром Никановым. По его словам, он написал заявление о мошенничестве, чтобы добиться возврата денег.
— Даже сейчас, если он готов вернуть мне деньги, я пойду ходатайствовать, чтобы ему скостили срок, я не хочу крови. Потому что еще никого не делало хорошим заключение под стражу, — заявил Никанов.
Адвокат Никанова, партнер центра Globallaw Антон Задоркин считает, что состав мошенничества налицо. Туленков не поставил по договору трактор и не вернул деньги.
— За два года он не вернул ни рубля доверителю, который совсем не богатый человек, он на этот трактор откладывал средства, ему родственники помогли — скинулись. Собрать эту сумму ему было тяжело. Думаю, деньги ему никто и не планировал возвращать. Это распространенная практика, когда потребители оказываются пострадавшими от действий мошенников, которые заключают договоры, получают деньги и не возвращают их, — говорит Задоркин.
По словам адвоката, полиция не берется возбуждать такие уголовные дела из опасений, что они не дойдут до суда и развалятся. Он отметил, что Туленкова ранее уже обвиняли в мошенничестве, но дело закрыли в связи с примирением сторон.
Однако представитель Даниила Туленкова в суде адвокат Михаил Зельдин считает, что о мошенничестве говорить не приходится:
— В деле нет доказательств того, что умысел на присвоение денег потерпевшего возник до их получения. Из материалов дела видно, что он не исполнил обязательства по объективным причинам. Банк наложил санкции [на компанию], и из-за этого он не смог продолжать деятельность, плюс потерпевший привлек фирму к гражданской ответственности и наложил взыскание на фирму больше долга в два раза.
Сам Даниил Туленков говорит, что его дело — плохой сигнал для тех, кто хочет заниматься бизнесом в России. Любой сбой в работе может привести их в тюрьму.
— Разрушив мое предприятие, дававшее работу нескольким сотрудникам и хлеб их семьям, Никанов не получил ничего, кроме морального удовлетворения — деньги и ресурсы для их возмещения съели бесконечные судебные издержки. Для меня же гособвинитель попросила четыре года лишения свободы. В оставшиеся мне, вероятно, последние дни обычной жизни посоветую ли я кому-то начинать бизнес в России? Нет. Поостерегусь, — говорит Туленков.
Ранее мы писали, как уралец восемь лет втайне от семьи платил вымогателям деньги за свою же квартиру.