Киоск на Малышева, 98, на витрине которого выставлены несколько сотен пультов, своего рода достопримечательность Екатеринбурга.
— Иногда вижу, как люди останавливаются и фотографируются на фоне нашей торговой точки, — улыбаясь рассказывает его владелец Евгений Козлов.
Он открыл его ещё в 2001 году. И если тогда в ассортименте было 50–100 пультов, то теперь до 3000 штук.
— Как вообще пришла идея заняться продажей пультов?
— Это во многом получилось случайно. На другой стороне Малышева в начале 2000-х были киоски с радиотоварами. Я тогда занимался видеошнурами, которые возил из Москвы. И как-то меня попросили привозить им пульты из Москвы. Я их покупал у оптовиков на Митинском радиорынке. Спрос тогда был не очень большой — так что объемы продаж не превышали двух-трёх десятков штук в месяц.
Через пару лет я решил, что пора открыть свою точку. Увидел объявление, что сдают в аренду киоск в переходе метро на площади 1905 года. Меня отговаривали, так как люди там всегда торопятся, пробегают мимо, но все-таки решился. В первый год было очень тяжело, так как продажи были весьма скромными.
— Сколько пультов продавали тогда?
— Один-два в день. Потом мы начали активно рекламироваться и продажи постепенно увеличились до десяти штук в день.
— Через какие каналы рекламировались?
— Мы привозили две «Газели» листовок по полторы тонны в каждой. Их разносили вместе с бесплатными газетами. Через пару лет удалось увеличить их до десяти штук в день. Сейчас рекламу вообще не подаем, так как она перестала работать.
— Как определяли стоимость пульта?
— В среднем тогда пульты стоили около пятисот рублей. Наценка была 100–150%, но постепенно она снижалась. В первые годы ассортимент был небольшой, всего 50–100 позиций, так как моделей телевизоров было не так и много.
Сейчас у нас около двух тысяч моделей, и с каждым месяцем увеличивается на 10–20 позиций. К телевизорам еще добавились пульты от цифровых приставок, которых уже более двух сотен видов. Так что раньше легче было работать.
— Как решаете, какие пульты должны быть у вас в ассортименте?
— Тут очень сложно на что-то ориентироваться. Конечно, мы смотрим, какие лучше продаются. Но если честно, то мы просто заказываем пульты и ждём, когда их купят. Нам сложно предположить случится это или нет.
Бывает за неделю распродаем завезенные пульты, а потом привозим такие же и их не получается уже продать. Есть пульты, которые пролежали много лет и мы их были вынуждены просто выкинуть на помойку. Например, сейчас практически перестали покупать пульты от DVD-проигрывателей.
Хотя иногда бывает и иначе: пульт много-много лет лежит, а потом вдруг продается. Сейчас всё чаще люди привозят старый телевизор с дачи, так как на новый нет денег, и идут покупать пульт, который давно где-то потерялся.
— Сейчас у вас две точки — на Малышева и в «Доме» на Уралмаше. А сколько было на пике?
— Доходило до восьми штук. Постепенно мы стали увеличивать количество точек. Обычно за год мы открывали два-три киоска, но затем их закрывали, так как они попросту не приносили прибыли. Пары-тройки месяцев хватало, чтобы понять это. После кризиса 2014 года мы сократили число точек. Тем более что нас погнали из метро.
— Сколько сейчас пультов в месяц продаете?
— Не хочу называть точные цифры, но скажу, что несколько сотен штук в месяц.
— Какой самый необычный пульт продали за эти годы?
— В свое время был пульт у LG, у которого не было батареек — его надо было заводить при помощи механической крутилки. После этого он где-то месяц работал.
— Почему вы не расширяете товарные позиции и продаете только пульты?
— Ассортимент и так довольно большой, вложения в товар значительные. И на большее денег просто не хватает. Да и места маловато — у нас только 400 пультов выставлено на витрину.
— Насколько вам интересно заниматься этим бизнесом? Приносит ли он еще какое-то удовольствие?
— Первые годы было очень интересно. Был какой-то подъем. Сейчас же это стало рутиной, работаем потому, что ничего другого не умеем. Привыкли к этому. Прибыльности большой нет — так что работаем просто, чтобы были деньги на еду.
Плюс есть кредиты, так как оборотных средств не хватает. Никакого развития уже не будет. С каждым годом становится все хуже. Одна из причин — развитие интернет-магазинов. Работаем ради того, чтобы работать. Это единственное, что я умею делать просто.
В рубрике «Ретробизнес» мы будем рассказывать о компаниях и предпринимателях, без которых уже сложно представить Екатеринбург, а также о тех, кто зарабатывает на старине. Если у вас есть пожелание, кто мог бы стать героем следующих выпусков, то пишите на почту s.panin@iportal.ru с пометкой «Ретробизнес».
Ранее мы рассказывали историю легендарных «Цветов от Аллы». Первый киоск простоял на одном месте 26 лет, и сейчас чиновники решили, что его нужно снести, потому что он мешает пешеходам.