Несколько дней назад Елена Старовойт закрыла свой хостел в районе Автовокзала. Он находился в жилом доме на улице Союзной, в трёхкомнатной квартире, и с 1 октября стал нелегальным. Сейчас хостелы, которые занимают жилые площади и не имеют отдельного входа, попали под запрет. Елена не стала дожидаться, когда к ней нагрянут с проверкой, сама распродала мебель и закрыла хостел.
Мы встретились с ней во втором её хостеле «Сказы», который стоит на самой набережной. Сейчас там одну комнату снимает немец, в другой живут несколько украинцев, ещё одна занята девушками-студентками. Стоимость проживания в нём немного выше, чем в тех, которые находятся в квартирах, но если снижать цену, то тогда Елене придётся работать в ноль.
— Продумывать закрытие я начала два с половиной года назад, — рассказала Е1.RU Елена. — Поняла, что надо открывать хостел в нежилом помещении, потому что рано или поздно это произойдёт (примут закон. — Прим. ред.). Начала резво искать помещения и здесь открывалась с нуля. Как только был принят закон, я уже понимала, что придётся собирать вещи, поэтому с 1 сентября отменила все бронирования и спокойно в течение месяца закрылась и распродала оборудование, а вчера передала ключи владельцу квартиры. Сидеть на пороховой бочке не было смысла.
Небольшой хостел работал в трёхкомнатной квартире четыре года. Чаще всего на несколько дней заселялись девушки, которые приезжали на курсы, студентки и семьи с детьми. У Елены была соседка, которая выступала против того, чтобы в одном подъезде с ней раз в несколько дней менялись жильцы. Женщина поняла, что, после того как закон вступит в силу, жить спокойно ей не дадут.
— Конечно, это потери. Я покупала этот бизнес, плюс вложила в него достаточно много. Потеряла примерно полмиллиона рублей, — добавила Елена Старовойт. — Сейчас такая ситуация, что бизнес вроде одинаковый, а находимся мы в неравных условиях. Если брать в аренду квартиру, то одна стоимость, если коммерческое помещение, то другая. Коммерческая площадь дороже как минимум в три раза. При этом номер в жилом помещении и коммерческом для людей, которые снимают, стоит примерно одинаково. Причём те, кто работает в жилых помещениях, ещё пытаются демпинговать: снижают цену. А я в коммерческом помещении этого сделать не могу. Поэтому мы изначально находимся в неравных условиях. Для туристов после принятия закона, безусловно, цена повысится, потому что держать ее наравне с хостелами в жилых помещениях — это работать с самой низкой рентабельностью.
Самая минимальная стоимость койко-места в хостеле, который оборудован в квартире, примерно 300 рублей за ночь, если снимать там комнату, то это 1 000–1 200 рублей. Если говорить про хостел, как у Елены, в коммерческом помещении, то отдельный двухместный номер стоит 1 600 рублей, а койко-место — в районе 550 рублей.
— Я знаю тех, кто собирается продолжать работать в жилых помещениях, они будут искать лазейки [в законе]. И знаю других, которые сейчас пытаются продать в жилых помещениях хостелы как бизнес. Я тоже пыталась, но люди понимают, что не стоит покупать то, что скоро придётся закрывать, — рассказала Елена.
Закрывшийся хостел в районе Автовокзала приносил прибыль сопоставимую со средней зарплатой екатеринбуржца, это уже с учётом вычета стоимости аренды за квартиру, коммунальных платежей и прочих расходов. Здесь, на набережной, выручка чуть меньше из-за того, что аренда выше. Открывать ещё один женщина пока не планирует, посмотрит, как будут обстоять дела на рынке.
— С одной стороны, это плюс. Если хостелы в жилых помещениях действительно закроются, тогда будет рынок конкурентный, если же они останутся, как и квартиры посуточно, то мы будем в таких же условиях. Если какие-то хостелы уйдут, какие-то переедут в нежилое помещение, рынок отрегулируется, может быть, это произойдёт не сразу.
Некоторые владельцы хостелов в квартирах не спешат закрываться, потому что ждут, когда выйдет нормативная база. Сейчас ещё не ясно, какие штрафы за нарушения будут получать владельцы.
— Я знаю, что у нас к чемпионату мира открылось несколько некачественных хостелов, но надо сказать, что и квартир посуточно открылось много, а насколько они некачественно работают... Я вижу это практически каждый день, когда ко мне люди прибегают из квартир посуточно и говорят, что больше никогда не будут рассматривать этот вариант. Они действительно настоящее зло, потому что никак законом не регулируются.
Если у вас есть интересный бизнес — уникальное дело, про которое можно рассказать историю, то присылайте краткое описание на почту m.ignatova@iportal.ru. Также мы ждём историй от людей, которые кардинально сменили сферу деятельности. Например, работали менеджером в банке, а потом открыли свою ферму.
Фото: Герман Мурашев / Е1.RU