Местным бизнесменам всё сложнее бороться с крупными федеральными компаниями. Но в Свердловской области пока ещё есть рублёвые миллиардеры, которые развивают свои предприятия, а не продают их. Сегодня мы считаем деньги и влияние четырёх региональных олигархов: владельца «Сима-Ленда» Андрея Симановского, Игоря Заводовского («Гринвич»), Игоря Ковпака («Кировский») и Сергея Скуратова («Уральские авиалинии»).
Это вторая серия. В первой мы разбирались с кошельками миллиардеров из списка Forbes, которые заработали свои капиталы в том числе в Свердловской области.
Андрей Симановский
Деньги
Андрей Симановский, пожалуй, самый экстравагантный бизнесмен в Свердловской области. О его «Сима-Ленде» ходят легенды (кстати, мы публиковали рассказ бывших сотрудников).
— В конце 90-х я занимался ремонтом обуви, приспособив под мастерскую комнату в 10 кв. м, взятую в аренду в «Рубине», — рассказывал Андрей Симановский в интервью «Деловому кварталу». — Я не имел никакого представления об этом ремесле. Меня окружали профессионалы, постигавшие это дело десятки лет. Секреты мастерства они передавали из поколения в поколение. Но, взявшись за эту работу, я жил ей почти два года. Итог деятельности — 3 тысячи долларов в месяц чистыми.
Тогда же он вспоминал, что работу с Китаем начинал в одиночку.
— Позже снял квартиру в маленьком городе и поселил в ней первого сотрудника, который занимался поисками и отправкой товара. Затем количество и работников, и квартир стало резко увеличиваться. Долгое время мы трудились по 16 часов в сутки и без выходных. Бывало, что спали в одежде.
По данным «Контур.Фокуса», Андрей Симановский является учредителем в 17 организациях. Их выручка за прошлый год выросла на внушительные 50% — до 19 миллиардов рублей. Больше всего денег генерирует ООО «ТД «Сима-Ленд»» — около 13 миллиардов. При этом прибыль весьма скромная — 31 миллион рублей.
Именно в этой компании устроены большинство сотрудников — 4108 человек. Симановский является единственным учредителем ТД «Сима-Ленд». Вторым по численности сотрудников является ООО «Симаопт» — 1 659 человек. Выручка в 2018 году составила 1,6 миллиарда, а чистая прибыль — скромные 6,8 миллиона рублей.
Влияние
Андрей Симановский входит в ближний круг губернатора Евгения Куйвашева. Год назад он даже провёл для него экскурсию по «Сима-Ленду», показав шикарные интерьеры. Собственник «Сима-Ленда» постоянно мелькает в СМИ: вот он привез на Новый год Лепса, вот сделал золотые интерьеры в родной школе на Вторчермете, да такие, что даже английская The Times не смогла пройти мимо. Губернатор, кстати, вполне разумно отметил, что есть проблемы со вкусом, но дипломатично выразил надежду, что в будущем он станет лучше.
Андрей Симановский является учредителем фонда Святой Екатерины, который занимается строительством храма. Говорят, что на массовый молебен и поедание гигантского кулича сотрудники «Сима-Ленда» приходили в добровольно-принудительном порядке.
Игорь Заводовский
Деньги
Собственник главного торгового центра в Екатеринбурге — «Гринвича» — Игорь Заводовский является совладельцем 23 организаций. Их совокупная выручка в 2018 году составила 2,3 миллиарда рублей. Чистая прибыль — 92 миллиона, а чистый убыток — 87 миллионов. Львиную долю оборота приносит «Инвестторгстрой» — 2,1 миллиарда рублей.
Бизнес Заводовского не ограничивается ТЦ «Гринвич», который в 2017 году стал победителем Народной премии E1.RU. «Гринвич» (строительная компания называется точно так же, как и торговый центр) возводит в Екатеринбурге четыре крупных жилых комплекса. И продолжает пополнять свой земельный банк.
В планах ещё один мегапроект — строительство гигантского автовокзала на Ботанике. Торгово-транспортный пересадочный узел (ТТПУ) построят в границах улиц Крестинского — Академика Шварца — Белинского — Объездной дороги на территории 19,9 гектара. Сейчас жилые дома, которые там стояли, расселены и снесены. Также там находилась одна из площадок УЗГА. В состав транспортного узла войдут Южный автовокзал, перехватывающие парковки и торговые помещения. Цена проекта — 23 миллиарда рублей.
Влияние
Игорь Заводовский не слишком публичный человек в последнее время. Но с мэрией у него всегда были хорошие отношения. Без них бы точно не удалось бы реализовать такой проект, как строительство выходов из метро в «Гринвич».
В 2012 году ему удалось одержать победу в борьбе за «Пассаж», протесты против реконструкции которого были чрезвычайно сильны. Фактически тогдашний мэр Аркадий Чернецкий поддержал владельцев «Гринвича». Правда, те обещали, что их торговый центр не будет выше мэрии, но в итоге ТРЦ всё-таки возвышается над зданием администрации.
Судя по тому, насколько тепло Игорь Заводовский общался с мэром Александром Высокинским на открытии выхода из метро в «Гринвич», ему удалось сохранить добрые отношения и с новой командой мэрии.
Игорь Ковпак
Деньги
Собственник «Кировского» консервативен и с конца 80-х фактически занимается развитием единственного бизнеса — сети супермаркетов. При этом выбрал стратегию открывать магазины преимущественно на собственных площадях. Лишь единицы магазинов «Кировского» работают в арендованных помещениях.
По данным «Контур. Фокуса», Игорь Ковпак является учредителем шести действующих организаций. Их совокупная выручка в 2019 году составила 19 миллиардов рублей, а чистая прибыль — 566 миллионов. Львиную долю выручки приносит ООО «Лев» — 15 миллиардов (выручка в 2018 году упала на 10%).
— Помимо доходов, падает и рентабельность. Мы ищем, где можно оптимизировать затраты. Но я не отвечаю за экономику в стране. Просто ваши соседи, к сожалению, стали беднее. Большинство из них испытывают экономические сложности. Мы видим, что вместо 500 граммов стали брать 400, вместо высшего сорта — первый, — объяснял в интервью E1.RU Игорь Ковпак.
Плюс к тому есть два юрлица, которые управляют недвижимостью: ООО «Армаг» и «Торговое предприятие "Кировский"». Плюс к тому Игорь Ковпак является учредителем хоккейного клуба «Динамо», который играет на траве. Последнее, наверное, связано с тем, что он сам был успешным игроком в хоккей с мячом, является мастером спорта и чемпионом страны в составе свердловского СКА, но в 18 лет завершил карьеру из-за травмы.
Уже больше десяти лет говорят о том, что то одна, то другая федеральная сеть хочет купить «Кировский». Но собственником по-прежнему остается Игорь Ковпак.
— Да, и в том, и в этом году такие предложения (продать бизнес. — Прим. ред.) были. Мы пока хотим работать. Пока. Но никогда не говори «никогда», — отмечал в ещё одном интервью Игорь Ковпак.
Вероятно, такую сделку было бы проще провернуть, если бы «Кировский» работал на арендованных, а не на собственных площадях.
Влияние
С 1998 года Игорь Ковпак несколько раз избирался сначала депутатом Палаты представителей, а затем Законодательного собрания Свердловской области. В 1999-м даже участвовал в выборах губернатора, набрав 8,79% голосов и заняв пятое место. Но в 2013 году неожиданно для многих объявил о сложении депутатских полномочий. Сам он заявлял, что принял это решение по состоянию здоровья.
Теперь главным политическим проектом Игоря Ковпака является его сын Лев, который в 2016 году стал депутатом Госдумы. Сам же Игорь Иванович не особо часто попадает в общественно-политическую повестку. Обычно его фамилию можно встретить в новостях про лучших налогоплательщиков области.
Сергей Скуратов
Деньги
Сергей Скуратов напрямую владеет 90,48% акций авиакомпании «Уральские авиалинии». Еще 1,6% акций ему принадлежит через подконтрольное ООО «Крылья Урала». Авиакомпания стабильно входит в топ-4 крупнейших российских авиаперевозчиков. И, кстати, в отличие от своих конкурентов, за 2018 год компания показала не самое сильное падение в финансовых показателях.
В 2018 году «Уральские авиалинии» перевезли более 9 миллионов пассажиров. По данным системы «Контур.Фокус», за прошлый год компания увеличила выручку до 81,3 миллиарда рублей (с 66,7 миллиарда в 2017 году). Но чистая прибыль перевозчика сократилась в 8 раз — с 3,2 миллиарда в 2017 году до 358,9 миллиона по итогам 2018 года. Кстати, за последние годы акционеры впервые отказались от дивидендов и всю чистую прибыль направили в фонд накоплений компании. Впрочем, до этого дивиденды были более чем приличными. За 2016 год в качестве дивидендов Сергей Скуратов получил 1,1 миллиарда рублей, а в 2017 — около 1,5 миллиарда рублей.
ООО «Крылья Урала» за прошлый год принесло чистую прибыль в размере 22,4 миллиона рублей.
У «Уральских авиалиний» монопарк самолетов — все из семейства Airbus. Всего их 45 (24 — А320, 5 — А319, 15 — А321 и один — A320neo). Вскоре компания планирует приобрести в лизинг 14 Boeing 737. Поставка первых ожидается в декабре этого года.
Влияние
При нынешнем губернаторе роль и влияние Сергея Скуратова в публичной повестке обсуждается редко. Хотя некоторые события привлекают внимание властей. Например, недавно компания взяла в лизинг новый A320neo, который с размахом встречали в Кольцово вместе с Евгением Куйвашевым. А в июне этого года компания запустила рейс в Магадан, который кажется не самым выгодным с точки зрения бизнеса. О необходимости такого рейса не раз говорил губернатор. В мае прошлого года в Магадан уехал бывший мэр Нижнего Тагила Сергей Носов, занявший пост губернатора. Но запуск рейса связан не с этим, объяснил Евгений Куйвашев, а с большим количеством закупаемой там рыбы и вообще перспективными совместными проектами.
Фото: Артем УСТЮЖАНИН, Дмитрий ЕМЕЛЬЯНОВ / E1.RU; Антон БУЦЕНКО / ТАСС