Сегодня «Уральские авиалинии» запустили в продажу футболки с надписью «Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы». Эта фраза, произнесенная главным бортпроводником Дмитрием Ивлицким, стала мемом в Екатеринбурге после того, как пилоты Дамир Юсупов и Георгий Мурзин посадили самолет Airbus А321 в кукурузном поле.
Мнения по поводу этой акции у екатеринбуржцев разделились: некоторые считают это дешевым пиаром, хайпом и перебором, а кто-то, наоборот, захотел приобрести себе такую футболку. Мы поговорили с уральскими специалистами по пиару и рекламе и спросили, считают ли они этот ход «Уральских авиалиний» удачным.
Владислав Деревянных, арт-директор рекламной ассоциации «Восход»:
— Я не считаю, что это дешевый пиар. Мне кажется, это абсолютно нормально. Ситуация со спасением борта — абсолютно позитивная, это то, чем мы можем гордиться. И такие фразы, наоборот, возводятся в некий культ. Я, допустим, был бы не против надеть такую футболку и отождествить себя с подвигом. И мне кажется, многие уральцы с удовольствием это сделают. Конечно, из любого повода можно сделать негативный, если сделать это плохо и неуместно, важен контекст и посыл.
Наталья Шахова, пиарщик конкурса «Мисс Екатеринбург»:
— Мне кажется, это лишний хайп. Я согласна с тем, что люди совершили героический поступок, и счастлива, что никто не пострадал. Но это лишний хайп, он уже не имеет отношения к людям. Если бы на этой футболке были фотографии пилотов или какая-то стилизация ситуации... А просто сама эта фраза — какой-то перебор.
Станислав Черный, руководитель рекламного агентства Deltaplan:
— На мой взгляд, это отличная идея по двум причинам. Первое: если вспомнить про американское «Чудо на Гудзоне», то там и сам самолет не распилили на части, а сделали музейным экспонатом, который, насколько мне известно, пользуется постоянным спросом. Таким и должен быть мерч. Второе: под PR мы понимаем управление репутацией бренда. На мой взгляд, произошедшее событие должно положительно сказываться на репутации бренда «Уральские авиалинии», следовательно, его можно задействовать в PR. В УА работают пилоты и сотрудники кабинного экипажа, которых авиакомпания научила действовать во внештатных ситуациях. Это очень ценная составляющая репутации.
Платон Маматов, пиарщик:
— Идея с футболками очевидная. Молодцы, правильно сделали. С точки зрения пиара «Уральским авиалиниям» сложно выделиться, так как они просто одна из региональных авиакомпаний, к которым есть много претензий по качеству обслуживания и задержкам. Теперь же в их рядах есть национальный герой.
Естественно, они должны сделать командира Airbus Дамира Юсупова своим медийным лицом, поскольку речь идет о чуде и подвиге. Он должен быть наставником молодых пилотов, его портрет можно повесить в Кольцово, назвать в его честь самолет. И надо максимально присоединить бренд «Уральских авиалиний» к этому позитивному герою.
Сергей Балакирев, член совета Гильдии маркетологов, директор медийного агентства AMG:
— Судя по ценнику, эта акция не для заработка, так как, по сути, они продают футболки по стоимости близкой к себестоимости.
В любом случае речь идет о трагедии, которая каким-то чудом окончилась успешно. Очевидно, что история с футболками является хайпом. Но вопрос с уместностью в данном случае лично я ставлю под большой вопрос. Две сотни человек чуть не погибли, а они пытаются на этой истории заработать. Есть вещи, над которыми нужно шутить и «хайповать». Условно — над «городом бесов». Здесь же речь об истории, где по тонкой линии прошла граница между жизнью и смертью. Тема очень деликатная. У меня нет ощущения, что «Уральские авиалинии» все сделали правильно.
Я уже не говорю про визуальное исполнение, которое требует переработки. Не вижу в этой футболке какого-то перекликания с их фирменным стилем.
Алексей Глазырин, директор ГК «Ньютон»:
— Мне кажется, что это нормальная идея. Эта фраза практически сразу стала мемом, ее активно использовали в соцсетях и прессе. Для «Уральских авиалиний» эта история выигрышная, поскольку подчеркивает их зацикленность на теме безопасности. Она работает на репутацию авиакомпании.
Никаких этических вопросов в этой связи не возникает, но мир большой, а потому кому-то нравится, а кому-то нет. Но надо иметь чувство меры: не стоит делать кружки, плакаты, щиты «три на шесть».
Известный пиарщик, попросивший не называть его имени:
— После катастрофы «Уральские авиалинии» очень аккуратно работали с точки зрения пиара. Сначала был пост губернатора, потом отличная акция с «Уралом». И, наверное, на этом бы надо было финалить историю. После этого у них было две экстренные посадки. Сейчас же это похоже на позерство. Это лишнее, на мой взгляд. Можно было сделать некоторое количество футболок и подарить, но продавать не стоило. Послевкусие от всей этой ситуации испорчено.
Правильно ли сделали «Уральские авиалинии», выпустив в продажу такие футболки?
Фото: «Уральские авиалинии»
Коллаж: Анна РЫБАКОВА / E1.RU