Офис крупнейшей в России оптовой компании по продаже товаров для дома «Сима-Ленд» находится в терминале неподалеку от аэропорта Кольцово. За стенами обычного, на первый взгляд, ангара каждый день работают несколько тысяч человек. Внутри помещения много позолоты, имитация лепнины, картины в пышных рамах и чугунный конь, который нередко становится героем корпоративного инстаграма.
За несколько лет компания обросла самыми невероятными слухами — про золотой унитаз, проверки на полиграфе и странности ее основателя Андрея Симановского. Мы поговорили с несколькими бывшими сотрудниками и попросили их честно рассказать, каково это — работать в «Сима-ленде». Для удобства их истории мы объединили в один рассказ от первого лица.
Читайте и делитесь своими историями о том, как устроена работа в вашей компании. Свой рассказ вы можете отправить нам на почту news@corp.e1.ru или воспользоваться WhatsApp, Viber и Telegram — их номер +7 909 704–57–70. Лучшие из них мы опубликуем.
О пении гимна, азиатских симуляторах и зарядке в стиле 80-х
— Попадая в компанию, новички испытывают смешанные чувства. Первое время они искренне не понимают, куда попали. На их лицах можно прочитать недоумение. Затем происходящее им начинает нравиться, пока не наступает следующий этап — отрезвление. Люди ходят на работу, смотрят по сторонам и повторяют, как мантру: зато у меня интересная работа и высокая зарплата! Может быть, даже карьерный рост! Потом они мирятся с действительностью и, в конце концов, привыкают.
Мы работали шесть дней в неделю. По будням официально с 09:00 до 18:00, но на деле засиживаться приходилось до 20:00 (последний автобус, кстати, уходил в 20:30). В субботу можно уйти в 15:00. Приходить на работу нужно не позже 08:45. Это время, когда ты должен общаться с коллегами. Со стороны все выглядело так, будто вам очень весело. Если кто-то замечал, что ты грустил, выговор делали тебе и твоему начальнику.
Около 9 часов все выходили в центр зала, включалась музыка. В этот момент 200 человек одновременно начинали пританцовывать на месте. После танцев устраивали конкурсы. Мы повторяли движения за персонажем из азиатского симулятора или перетягивали канат. Предполагалось, что это заряжало нас хорошим настроением и бодростью на весь день (на самом деле нет, многих это раздражало).
В 9 часов включали гимн России. Сначала мы стояли и слушали молча, но потом в СМИ написали про «компанию, в которой каждое утро поют гимн». Спустя какое-то время об этом узнал босс [Андрей Симановский] и сказал: «Раз все так говорят, давайте петь!». И мы начали петь. Но выглядело это не очень искренне. Поэтому босс сжалился и сказал: хотите — пойте, хотите — стойте и слушайте. С тех пор мы пели только по желанию босса. Я против гимна ничего не имела, у меня от него даже мурашки шли по коже. Но со временем это прошло.
Во время гимна мы смотрели патриотический видеоряд. Его готовила профессиональная бригада. Обычно он состоял из фотографий и видеонарезок с Владимиром Путиным, видами российских городов и фрагментов флешмобов, которые в компании устраивали на День России, 9 Мая или другие праздники.
Пока звучит гимн, нельзя шевелиться (а также чесаться, зевать и так далее). Это прописано в указе. Всех снимали на камеру, изображение в режиме онлайн передавалось на большие экраны. Они были в каждом отделе. Однажды кто-то почесался или сделал что-то подобное. В это время его показала камера. Руководителя оштрафовали на 100 тысяч, а сотрудника уволили.
После гимна обычно шла зарядка. Накануне выбирали людей, которые ее вели. Иногда это были мы сами, иногда сотрудники из других отделов. Мы решили, что раз уж это необходимо, то будем делать классные, интересные номера. Девчонки выступали в нарядах, стилизованных под 80-е, было весело. Поэтому у зарядки всегда было больше сторонников, чем противников.
О воспитании патриотизма, кампании в Сирии и освящении офиса митрополитом
После зарядки мы иногда смотрели передачи. За нас их выбирало руководство. Чаще всего это был свежий выпуск «Бесогона» Никиты Михалкова, исторические фильмы, посвященные памятным датам (годовщина Курской битвы, снятие блокады Ленинграда и т. д.). Мне тяжелее всего давался просмотр передач Михалкова. Но так было не у всех. Я знаю людей, которые смотрели их взахлеб и во всем с ними согласны.
Михалков и Соловьев приезжали к нам лично и читали лекции. Соловьев много говорил о политике. Со временем я поняла, что они нас как будто зомбируют. Времени на изучение альтернативной повестки не было, и мы начинали верить в то, что они говорили. Становились их адептами. Могли даже при необходимости использовать в разговоре какую-нибудь цитату из «Бесогон.ТВ».
Перед выборами к нам пригласили депутатов от «Единой России», и мы их слушали. В разгар военных действий в Сирии в офис приезжали военные, служившие по контракту. В компании считали, что мы должны знать героев в лицо. До этого мы жертвовали деньги, которые шли на покупку какой-то техники в Сирию. Нам предложили пожертвовать сумму, равную одному рабочему дню, и мы согласились. Отказаться было нельзя.
Однажды в офис пришел батюшка и провел обряд освящения. В компании отнеслись к этому нормально — надо так надо. В другой раз пришел батюшка и спросил, нужны ли кому-то нательные кресты. Нашлись люди, которые подняли руки. На следующий день в компанию прислали посылку с крестами.
Как-то во время освящения одного из офисов нам сказали, что, если мы не хотим участвовать в обряде, можно пойти покурить. Большинство так и поступило. Но потом пришел босс и спросил: «А что так мало людей?» Всех тут же вернули назад со словами: «Как вам не стыдно? Вы что, все не верите в Бога?!»
В прошлом году нам предлагали пройти крестным ходом до Ганиной Ямы (20 км) во время Царских дней, а на следующий день можно было взять выходной. Многие согласились. В этом году всех обязали принять участие в крестном ходе на Пасху. В выходной день офисных и складских сотрудников выдернули на холод и заставили пройти пешком по центру города. Сам посыл, возможно, был хороший — прививать любовь к своей стране, к вере. Но дело в том, что в компании не все православные (есть девочки-мусульманки, есть атеисты и т. д.).
О золотых потолках и прослушке в туалете
Позолоту, которой в офисе покрыто буквально все, замечаешь первую неделю. Потом становится все равно. У тебя столько работы, что ты не можешь оторваться от монитора. На мой взгляд, при «упаковке» офиса было слишком много внимания уделено внешней стороне, но никто не подумал о людях, которые будут в нем работать, элементарно не оборудовали систему вентиляции.
По сути, наш офис — это ангар, в котором сидит много человек. Из-за духоты во время больших мероприятий первое время многие падали в обморок. Потом поставили кондиционеры. Они были размером с холодильник, но не спасали (кондиционеры, кстати, тоже покрасили в золотой). Мы пробовали открывать окна, но распахнуть их можно лишь на несколько сантиметров. Но и тогда возникала проблема — неприятный запах, с которым знаком каждый житель Химмаша.
Вторая проблема в офисе — огромные стулья. На них было бы хорошо расслабиться в ресторане пару часов, но точно не работать. Их создатели ничего не знали об анатомии человека, потому что кресла не поддерживали спину. Кроме того, они были тяжелыми и занимали много места. Передвинуть их было невозможно, поэтому ничего не оставалось, кроме как протискиваться между ними.
Из хорошего — в офисе была комната для курения и кофемашина. Также был спортзал и комната для релаксации. Правда, бесплатно позаниматься спортом мне так и не удалось. Приходилось часто задерживаться на работе, а потом уже не было сил. Кроме того, спортзал был небольших размеров и записываться в него нужно было заранее.
В офисе все считали, что в кабинетах установлены прослушивающие устройства. Мы до сих пор не знаем, правда это или нет. Но видеокамеры там были. Также в каждом туалете (в самих кабинках) были установлены айподы. С одной стороны, это забавно: мы даже создали чатик, в котором выбирали музыку для туалета. С другой — стали ходить разговоры, что с помощью айподов служба безопасности слушает наши беседы.
Об отношении к сотрудникам, красотках и флешмобах
Если не хочешь, чтобы к тебе относились как к рабу, докажи боссу, что ты не раб. Сделать это могут лишь немногие. Большинство людей терпят ежедневные оскорбления, унижения ради высокой зарплаты и сами не замечают, как становятся рабами, а босс (Андрей Симановский. — Прим. ред.) относится к ним соответствующе. Если ты с этим не согласен, то путь всегда один — увольнение.
Я ушла из компании по одной причине — не могла терпеть скотское отношение. Босс мог в любой момент зайти в кабинет и прервать совещание, кричать на руководителей и сотрудников. Говорить, что они плохо работают, называть людей «тупыми» при всех и т. д. Это для него было в порядке вещей.
Босс распоряжается людьми, как ему угодно. Перед Новым годом он использовал сотрудников как бесплатную рабочую силу в своем доме. Сказал, чтобы к нему приехали и украсили особняк гирляндами. Также он в любой момент мог сказать: «Я хочу, чтобы вы пошли с табличками и выстроились в такое-то слово», и все шли и выстраивались. В такие минуты думаешь о том, что ты хотя бы на свежем воздухе и это время тебе оплатят.
О бесполезности споров с боссом
Если ты чем-то недоволен, ты, конечно, можешь заявить об этом. Но, скорее всего, потом тебе нужно будет идти писать заявление по собственному желанию. Например, тебе не нравится зарядка и ты сказал об этом боссу. Может быть, он даже сам спросил тебя об этом. Дальше возможны два варианта.
Если он в плохом настроении, то скажет: «А что ты тогда здесь делаешь, если тебе не нравится?» Если босс в хорошем настроении, он может с тобой подискутировать. Например, спросить: «А как же должно быть?» Ты можешь предложить просто прийти на работу и работать. Тогда он скажет: «А если у тебя дома неприятности? Тебе ведь нужно прийти и отвлечься от всего этого, забыть про домашние заботы». И так он будет тебя спрашивать, ты будешь что-то отвечать, но в итоге все равно победит он. Без вариантов. Он же босс.
В компании действовала униформа — белый верх, черный низ. Также допускался вариант — голубой верх, синий низ. Перед тем как это вводить, босс сам проходил с опросом и спрашивал, как люди к этому относятся. Многие говорили, что против. Но дресс-код все равно ввели.
О корпоративах с Ургантом, дружбе с Лепсом и бальных платьях
В «Сима-Ленде» были самые лучшие корпоративы, на которых я была. Главные праздники проходили в конце года. Каждый отдел должен был поставить свой номер, поэтому получалось, что первую часть мы как бы вели сами, а потом наступало время ведущего.
Однажды был корпоратив с треш-конкурсами на день рождения отдела. Например, нужно было петь песню, пока танцор около тебя исполняет стриптиз. Или пока мастер набивает тебе тату. Так во время корпоратива девушке набили настоящую татуировку с дельфином (символ компании). Она, кажется, была не против.
Стриптиз, кстати, мог быть не только во время корпоратива, но и в будний день. Как-то руководство заказало стриптизеров в офис в разгар рабочего дня. Мы все были немного удивлены, многие смутились.
Иногда устраивали корпоратив для руководящего состава. Тогда все проходило в каком-нибудь ресторане — дорого и красиво. Босс и его сын при этом, как правило, присутствовали. Вели они себя нейтрально: едят и пьют, как все. Мы слушали концерт, вести который мог Иван Ургант, а выступать на нем — Григорий Лепс, затем устраивался фуршет.
Перед концертом босс всегда проводил экскурсию по «золотому офису» для звезд. Поэтому в ангаре можно было запросто встретить Лепса. А вот когда приезжал Ургант, он сразу направился в «Экспо». От экскурсии отказался.
Однажды босс попросил девушек одного из отделов купить бальные платья, чтобы, когда в офисе гости или когда у него хорошее настроение, девушки их надевали. Все началось с того, что для новогоднего корпоратива девушки взяли в аренду шикарные платья, босс их увидел и сказал: «Как органично смотрится!»
Девушки пошли покупать себе платья. Это было обязательным для всего отдела. Прежде чем купить, платья нужно было согласовать с руководством. Они прислали примеры, а ты должен был найти что-то подобное. Платили за это сами сотрудники. Был даже разговор, что для платьев сделают отдельные помещения.
Я купила платье на Таганском ряду. Выбрала максимально шикарное: в пол, с блестками. Оно стоило 4 тысячи, до сих пор не могу избавиться от этой цыганщины. Девушки покупали платья в пол и за 10, и за 15 тысяч, выбирая такие, которые можно было бы надеть на корпоратив. Но потом все забылось, и хранились платья дома.
О серых зарплатах и командировках в Китай
У руководителей зарплата выше рынка в два, иногда в три раза. У рядовых сотрудников — в полтора раза. Никаких социальных льгот (страховки) нет, отпуск длится две недели. При этом ты работаешь по ненормированному графику. Работа в выходной оплачивается, но не по двойному тарифу. Ты получаешь гонорар, как в будний день.
В компании не платят белую зарплату. Официально ты получаешь примерно третью часть, остальное — это серая часть, которая выплачивается на руки. Раньше у всех работников была ставка 16 тысяч. Бывали забавные случаи, когда тебе могли заплатить 100 тысяч купюрами по 50 рублей. Деньги в кассе отсчитывали при мне, поэтому я их не пересчитывала.
Некоторых сотрудников отправляли в командировку в Китай. Обычно это касалось тех, кто делает закупки. Работать за границей приходилось еще больше. Во время командировки мне нужно было работать примерно с 08:30 до 23:00 в течение месяца, в том числе — по субботам, чтобы выполнить план.
Командировки могут быть раз в год — полтора. Отказаться нельзя. Мы жили в общежитии, которое располагалось на шестнадцати этажах. Офис в Китае еще круче, чем в Екатеринбурге. Есть сотрудники, которые работают там постоянно.
В целом в компании большая текучка. В среднем сотрудники трудятся не больше полугода. Люди идут на высокие зарплаты, но быстро выгорают.
О штрафах, увольнениях и проверках на полиграфе
Уволить могут за что угодно без объяснения причин. Самое распространенное — если ты что-то не то ответил на вопрос босса. При мне была история: девочка считала на калькуляторе, к ней подошел босс и сказал: «Если ты не умеешь пользоваться счетами, считай на листочке, столбиком», а потом ее уволил.
Босс использует нестандартные вопросы, чтобы вывести человека из равновесия. Может подойти и спросить: «А чего ты сидишь с таким грустным лицом?» или «Какие обязанности в компании ты выполняешь?», «Кто твой начальник?». Это то, что каждый должен заучить наизусть, чтобы в нужный момент не растеряться и отрапортовать. Босс скажет либо «Вот это наш человек!», либо решит, что ты мямля, и тебя уволят.
На первом этаже в офисе были аквариум и зона для релаксации. Как-то сотрудник провел в массажном кресле больше положенного времени. Это стало известно службе собственной безопасности. Она сообщила об этом руководству. Начальнику этого человека сделали выговор и пригрозили штрафом в 5 тысяч рублей.
Другой раз сотрудник после 18 часов, то есть после официального окончания рабочего дня, сел писать курсовую. Служба собственной безопасности как-то об этом узнала. Возможно, они имеют онлайн-доступ к мониторам. Руководителя этой девочки вызвали на ковер и приказали немедленно ее уволить, но он за нее заступился. Сказал, что сотрудница на хорошем счету и перевыполнила свой план. В общем, удалось отстоять.
Увольняют, как и везде, за плохо сделанную работу. Каждый день у тебя есть план, который ты должен выполнять. Если ты не делаешь это систематически, тебя увольняют. Раз в неделю начальник проводит ревизию. Если ты сделал мало или плохо, это будет видно. Также могут посмотреть на статистику и прийти к выводу, что ты, например, не приносишь выгоду компании. Тогда тебе скажут до свидания.
Если ты не соблюдаешь дресс-код, за это тоже могут уволить. Одно время даже проверяли высоту каблуков — они должны были быть от 3 до 6 см. Девушки не могли прийти на работу в балетках или в кроссовках. Если ты не соблюдаешь дресс-код, сначала тебя штрафуют на 5 тысяч и отправляют домой переодеваться. Если ты снова нарушаешь, тебя увольняют. Летом и по выходным дресс-код отменяли, потому что сидеть в блузках в жару тяжело.
Обеденный час был строго регламентирован. Если отсутствуешь дольше положенного времени, тебя могут оштрафовать. Также раньше запрещали видеться с теми, кто уволился. В компании действует правило: ты либо с нами, либо против нас. Если ты уволился, а потом захотел вернуться обратно, твою кандидатуру даже рассматривать не будут.
Через полтора месяца после устройства или повышения руководителей сажают на детектор лжи и задают вопросы из разряда: «Воровал ли ты на предыдущем месте работы», «Обманывал ли бывшего руководителя», «Кидал ли ты его на деньги». Чем выше должность, тем чаще ты проходишь полиграф. Отказаться невозможно — это сразу увольнение. Бывало, что сотрудники, которых сажали на полиграф, потом сами писали заявление по собственному желанию.
Иногда в компании делали общее фото на 200 человек. Каждый сотрудник обязательно должен был продемонстрировать на нем свою индивидуальность. Вариантов, как это сделать в ограниченном пространстве и без реквизита, немного. Ты можешь подпрыгнуть, показать какой-то знак, задействовать мимику. Кто-то просто очень сильно улыбался. В результате получалась фотография с очень веселыми и очень позитивными людьми. В компании даже была такая шутка, что если ты не знаешь, как выразить себя на общем фото, то тоже можешь быть уволен.
О социальных сетях и пиар-роликах компании
Как-то нам сказали, что мы должны удалить все свои фотографии из социальных сетей, сделанные в интерьере «Сима-Ленда». Также запретили указывать в профиле место работы. Запрещалось даже фотографировать свой бейджик. Также был запрет на фото, на которых был босс (в том числе во время корпоративов). За это могли оштрафовать на 100 тысяч рублей. Насколько мы знаем, компания просто не хотела в то время привлекать к себе внимание.
Потом политика изменилась. В компании, видимо, решили, что в этом нет ничего плохого, и сказали, что мы можем вести свои аккаунты. Разрешили показывать рабочее место. Главное — фото должны быть в позитивном ключе.
Сейчас в компании есть специальные люди, которые занимаются производством контента для социальных сетей. Они делают ролики, идею для которых могут предложить в том числе сами сотрудники. Например, однажды девушки записали танец на столе прямо в офисе компании под Лободу.
Предполагается, что эти видео должны поднимать боевой дух команды.
Ранее мы писали, что Андрей Симановский любит шокировать жителей города и области. Например, в своей бывшей школе на Вторчермете глава «Сима-Ленда» отремонтировал класс русского языка, добавив в интерьер золото и лепнину, а в июне подарил трем выпускницам путешествие в любую точку мира.