Екатеринбургские пользователи Facebook наверняка натыкались на посты популярных блогеров, которые дегустировали плов, супы или долму из банки. Это был такой рекламный ход, чтобы продвинуть необычный бизнес Александра Хасанова, который научился консервировать еду в банки. Некоторые блюда могут храниться целый год!
Пару лет назад это было домашнее производство, но уже в сентябре этого года Александр запустит большой цех, который будет выпускать 30 тысяч банок ежемесячно. Плюс к тому в Екатеринбурге должен появиться первый ресторан, где станут продавать еду в банках.
Почему решил закатать плов в банку?
— Я восемь лет занимался производством комплексных обедов. Сначала готовил супруге на работу, а потом бизнес постепенно разросся. В день мы делали по тысяче обедов. Но в какой-то момент мне стало скучно, и я это направление закрыл.
У меня была книжка про плов 1976 года. Я вообще его очень люблю, а потому каждую неделю готовил. Это занимает довольно много времени, так как настоящий плов может получиться только в казане.
И тогда задумался о том, как бы сохранить плов на долгое время. Я купил автоклав (устройство для консервирования. — Прим. ред.) и стал экспериментировать, чтобы каким-то образом закатать плов в банку. Полгода мучился, но всё время получалась какая-то каша.
Но в итоге всё-таки удалось придумать такой способ, чтобы сохранить плов. Для начала нужна термообработка при очень высоких температурах. Затем стерилизация в автоклаве при температуре выше 100 градусов и давлении в 2,5 атмосферы. И при этом не нужны консерванты. За счет этого продукт очень хорошо хранится в течение года.
Как появились первые клиенты?
— Я стал угощать пловом знакомых и друзей, но бизнесом это нельзя было назвать. Перелом случился после знакомства с Евгением Шаровариным (екатеринбургский бизнесмен. — Прим. ред.). Я приехал к нему в гости, чтобы обсудить инвестиции, и там оказался банкир Борис Дьяконов. Он сделал пост в Facebook про мой плов в банке. И после этого посыпались вопросы, где его можно купить. Пришлось завести страничку в Facebook, и пошли продажи.
На первом этапе делал в месяц по 100 баночек с пловом. Сначала на плове была фамилия и фотография известного повара Ильи Лазерсона (он дал разрешение на это. — Прим. ред.). Но меня уговорили разработать бренд и продавать под своей фамилией. Затем появилась долма. Потом — котлеты из кролика, фрикадельки, супы (борщ, солянка, харчо), бефстроганов. Просто я понял, что с одним пловом не выжить.
Когда удалось выйти на оборот в миллион рублей?
— Довольно быстро нам удалось выйти на 100 тысяч рублей в месяц, а в начале 2019 года мы взяли планку в миллион рублей. Сейчас в месяц продаём около пяти тысяч банок, примерно четверть приходится на плов.
Основной канал продаж — Facebook, на него приходится примерно 90%. База клиентов — более тысячи человек. Кто-то заказывает раз в месяц, кто-то два раза в месяц. Средний чек 3,5–4 тысяч рублей. Бывают заказы и по 10–15 тысяч рублей. Наши основные потребители — занятые люди, у которых нет времени готовить, но хочется домашней еды. Или дети из школы днём приходят — их надо чем-то кормить. Да и в ресторан каждый вечер не находишься. Ждать же, когда привезут из службы доставки, не хочется.
Большая часть продаж приходится на Екатеринбург. Хотя есть и заказы из Москвы, Санкт-Петербурга. Самые маржинальные продукты — супы, паштет и варенье. Но от плова отказываться не буду: сейчас на него приходится четверть продаж. В ассортименте обязательно должен быть доступный продукт. Таким у меня стал плов, который стоит 200 рублей. В среднем маржа составляет 100% (обычное дело в случае с едой), но у плова она значительно ниже.
Как появляются новые блюда?
— Новый продукт обычно появляется так: начинается спад продаж, высвобождается время, и тогда начинаем отрабатывать другие варианты. Только в этом году ввели два десятка позиций, а всего их около сотни.
Или как-то увидел ролик, как известный повар Василий Емельяненко готовит паштет. Я тоже попробовал. Сначала даже и не думал, что пустим его в производство, но все-таки попробовал. В итоге он настолько хорошо стал продаваться, что только его и готовили.
О строительстве небольшого заводика и выходе на рынок Москвы
Сейчас строим новое производство. Его площадь 500 квадратных метров, но при необходимости есть возможность расширить до 1 000. Работать будут 40–45 человек. Не готов называть сумму вложений. Она больше 10 миллионов рублей. В месяц будет выпускать 30 тысяч баночек с едой.
Я не хочу продавать свою продукцию в магазинах. Для этого вполне достаточно интернет-магазина и соцсетей. Знаю: если мы зайдём в Москву, то без проблем займем свою нишу. На рынке я пока монополист, так как аналогов в России нет. У нас очень маленький процент клиентов, которые один раз купили и больше не стали.
Качество продукции сохраним за счёт дробления операций. Например, один человек в течение недели будет резать только морковку, а на следующей — только лук. Человек будет отвечать за конкретную операцию.
После запуска производства наименований станет ещё больше — увеличится до 200–250 наименований. Даже шашлык буду закатывать в банку.
О запуске ресторана, где еду будут подавать в банках
Веду переговоры с инвестором об открытии ресторана, который так и будет называться «Ресторан из банки». В Японии есть рестораны Mr. Kanso — там продаются одни консервы, их можно разогреть и покушать. Пользуется бешеным спросом. Хочу по таком типу открыть заведение и в Екатеринбурге. Уверен, что будет пользоваться спросом. Если в Японии в такие рестораны стоят очереди, то почему у нас такого не будет?
Другие истории маленького, но гордого бизнеса
E1.RU уже не раз рассказывали про людей, которые развивают свой собственный небольшой бизнес. Мы побывали в «доме на колёсах» — автопутешественники Оксана и Артём решили открыть первый на Урале бизнес по аренде жилых фургонов, писали про юриста Светлану Корабель, которая вместо Porsche Cayenne купила козью ферму, про бизнес-тренера Михаила Зернина — он встал за токарный станок, чтобы делать крутые и дорогущие доски.
Все истории рубрики «Маленький, но гордый бизнес» можно найти здесь. Там же вы можете прочитать про школьника, в 15 лет решившего шить сумки из тентов грузовиков, которые объехали всю Европу.
Мы ищем новых героев. Если вы считаете, что подходите, готовы откровенно рассказать о подноготной своего бизнеса, то напишите об этом автору рубрики на почту s.panin@corp.e1.ru с пометкой «Маленький, но гордый бизнес».
Фото: Дмитрий ЕМЕЛЬЯНОВ / E1.RU; mr.kanso.nagasaki / instagram.com