В последнее время было несколько важных новостей, связанных с сетью «Премьер Зал». Во-первых, они стали оператором кинотеатра в «Фан-Фане». Во-вторых, выставили на продажу «Зарю», но затем отказались от этого. Это и стало поводом для встречи с директором «Премьер Зала» Владимиром Петелиным, с которым мы обсудили не только новости, но и тенденции на рынке кинотеатров.
— Можете прояснить ситуацию с кинотеатром «Заря»? Сначала появилось объявление о продаже, риелтор нам это подтвердил, затем вы сообщили, что ничего продавать не собираетесь.
— Давайте начнем с того, что мы говорим об одном из старейших кинотеатров, который находится в жилом доме. Когда в «Заре» обновили звук, то он стал напрягать жильцов, а потому после 23 часов нам приходится отключать часть звука.
Также надо учитывать, что в ближайшие годы в районе Уралмаша и Эльмаша появятся два современных многозальных кинотеатра. И они с лихвой удовлетворят спрос в кинопросмотре.
Поэтому мы должны понимать, что в этой ситуации встает вопрос, что делать с «Зарей». Сейчас рассматриваем разные варианты. Например, там можно создать киноклуб. Но с коммерческой точки зрения это сложная тема, не везде она удается, не всегда получается вывести на точку самоокупаемости. Именно поэтому есть и второй вариант — продать здание. И мы решили изучить этот рынок, разместив объявление.
— На данный момент «Заря» убыточна или приносит прибыль?
— Кинотеатр работает в плюс, показывая жителям района самые свежие фильмы мирового и российского проката.
— Нужен ли вообще в центре Уралмаша клубный кинотеатр?
— Уралмаш и Эльмаш — самобытные районы. Именно поэтому я верю в то, что мы сможем привлечь аудиторию.
— Какой вариант наиболее вероятен?
— Мы все-таки занимаемся кино и верим, что у нас получится сделать в «Заре» интересную историю. Сейчас вероятность, что это получится сделать, составляет 50 процентов.
— Когда будет принято окончательное решение?
— До конца года.
— В январе «Премьер Зал» стал оператором кинотеатра в «Фан-Фане». Почему решили реализовать этот проект?
— Мы общались с руководством торгового центра на протяжении трех лет. Там сложный объект с точки зрения конфигурации и размеров. Несмотря на хорошую посещаемость «Фан-Фана», мы долгое время не спешили туда заходить.
Но по ряду причин кинотеатр долгое время не обновлялся и постепенно на фоне растущей в городе конкуренции растерял аудиторию. В итоге собственники сделали нам интересное с коммерческой точки зрения предложение, которое минимизировало риски вложений, а потому мы решились на этот проект.
— Вы также заходите в «Омегу», которую должны запустить к концу года. Насколько сильно отличаются инвестиции в новый и в уже работающий объект?
— Инвестиции в новый объект в два-три раза больше. Но зачастую торговые центры, понимая, что кинотеатры являются якорным арендатором, а оборудование и кресла мы покупаем за доллары, идут навстречу. Именно поэтому какие-то строительные работы берут на себя. Срок окупаемости у нового объекта, соответственно, несколько дольше, но в среднем он составляет пять лет.
— Можете сказать, сколько стоит открыть кинотеатр, к примеру, в торговом центре?
— Чтобы оборудовать один готовый кинозал, надо около пяти миллионов рублей. Это расчеты на 100–150 мест. Если речь о проекте, который делается с нуля (голые стены), то надо около 10 миллионов рублей. Вход в этот бизнес недешевый.
— В прошлом году несколько снизились сборы кинотеатров. Но, насколько я понимаю экономику этого бизнеса, продажа билетов не единственный крупный источник доходов?
— В основе в любом случае продажа билетов. Если нет аудитории, то ничего не получится. Но в то же время наши американские коллеги говорят: «Мы строим кинотеатры, чтобы продавать в них попкорн».
— Мне рассказывали, что рентабельность продажи попкорна — 600%!
— Если взять только попкорн, то, может быть, и близка эта цифра к правде. Это если без учета организационных расходов, расходов на зарплату сотрудников, электричество. Но есть и другие продукты, у которых наценка значительно ниже.
Действительно, основную долю в чистой прибыли кинотеатра занимает попкорн. Если его не будет, то кинотеатр в лучшем случае будет работать в ноль. Без попкорна билет пришлось бы сделать в два раза дороже.
— В Facebook недавно видел пост о том, что девушка была очень недовольна походом в кинотеатр, так как со всех сторон ели. Возможно ли появление залов без попкорна?
— Надо провести маркетинговое исследование на эту тему. Возможно, есть резон сделать некоторые сеансы без попкорна, но билеты будут в полтора раза дороже.
При этом запретить людям приносить еду, купленную в магазине (тот же попкорн), мы не можем по закону о правах потребителя. И чаще всего люди как раз жалуются на тех, кто ест чипсы, пиццу, бургеры и прочие продукты, которые не продаются в кинотеатре. Попкорн сам по себе самый безобидный и удобный продукт для кинозала.
— Вы сказали, что в ближайшее время на Уралмаше откроются два кинотеатра. Если говорить в целом про Екатеринбург, то насколько достаточно экранов?
— В Екатеринбурге сегодня самое большое количество экранов в стране, если считать на тысячу жителей. И рынок уже заполнен. Но не во всех районах равномерно. Например, на Уралмаше и Эльмаше их пока недостаточно. Именно поэтому тут и появятся два кинотеатра. Если тот же Солнечный будет расти, то и там появится кинотеатр.
— Можете сказать, какая посещаемость сеансов считается хорошей?
— В среднем по году — 18% для многозального кинотеатра в торговом центре. И этот показатель считается хорошим. Отмечу, что в Екатеринбурге довольно высокое количество кинозрителей на 1000 жителей города. В 2018 году этот показатель составлял 825.
— Как относитесь к тому, что Минкульт сдвигает западные фильмы, чтобы расчистить место для российской продукции?
— Любое регулирование рынка всегда отрицательно на нем сказывается. Думаю, что никто из моих коллег не поддерживает такую политику Министерства культуры. Хотя мы все ратуем за развитие российского кино, но лоббирование не всегда обоснованно. Такими действиями невозможно заставить зрителей смотреть тот или иной фильм. Лучше было бы сосредоточиться на качестве отечественной продукции.
— В мае вы проводите кинофорум «ВедуКиноБизнес». О чем он?
— Около 15 лет назад для наших партнеров в регионах, которые не могут ездить на мировые форумы, мы стали проводить небольшие обучающие мероприятия. В итоге это переросло в большую отраслевую конференцию «ВедуКиноБизнес».
К нам сейчас приезжают даже из Москвы и Питера (а бывает, что и из Европы), чтобы получить полезную информацию от опытных спикеров или выступить самим. Мы рассказываем о том, какими будут кинотеатры в будущем, какие есть тенденции развития, и о том, какие нужно решения и технологии применять уже сейчас, чтобы оставаться успешными в будущем.
— А сильно изменятся кинотеатры через 5–7 лет?
— 6–7 лет назад на выставке в Лас-Вегасе обращал внимание, что производители предлагали стандартные кресла, а где-то в углу стояли кресла повышенной комфортности. Сейчас ситуация обратная. И эта тенденция дошла до России — есть киносети, которые полностью обновляют кресла.
Думаю, что лет через 5–7 проекторы исчезнут из кинотеатров. Им на смену придут светодиодные экраны высокого разрешения, которые смогут показывать не только 4К, но и даже 8К. Пока эта технология очень дорогая, а потому такой экран стоит от 800 тысяч до 1 миллиона долларов. Но цены неминуемо снизятся. Это лишь одно из возможных вариантов будущего кинотеатра, существуют разные варианты.
— В свое время прорывом был показ 3D-фильмов. Мне кажется, что сейчас популярность 3D снизилась. Возможно появление еще каких-то технологий показа?
— Есть такое мнение, что показ кино будет становиться все более персональным. Сегодня сеансы начинаются в определенное время, что не очень удобно для зрителей. Нельзя, как дома, прийти, включить и смотреть фильм. Думаю, что кинотеатры будут развиваться в этом направлении. Мы пробовали запускать зал виртуальной реальности, где у каждого был свой кинозал, но пока контента недостаточно, а потому решили заморозить проект.
Мы постоянно следим за тенденциями. На выставке в Амстердаме презентовали технологию, когда один проектор проецирует на экран до восьми фильмов. Надеваете одни очки — смотрите один фильм, другие — уже другой фильм. Возможно, что такой способ будет развиваться.
Фото: Артем УСТЮЖАНИН / E1.RU