Сейчас екатеринбурженка Ольга Зайченко управляет рестораном, владеет тремя салонами красоты и студией, где мастера красоты улучшают свои навыки. А начинался ее бизнес с поездок в Турцию за одеждой и развоза этих вещей по рынкам и киоскам города. Рассказываем, как она вместе с мужем открыла ресторан и как одна поднимает салоны красоты.
Как работа челнока помогла открыть первый ресторан
Выучившись на логопеда, Ольга Зайченко пошла работать и быстро поняла, что достойных денег эта невостребованная в 90-х профессия не принесет. А работа челнока, которая в то время пользовалась большой популярностью, — приносит. Зайченко стала возить вещи из Турции и поставлять их в киоски и на рынки Екатеринбурга. В это же время муж Зайченко занимался оптовой торговлей, а когда они накопили достаточно денег, решили открыть общее дело — бар-ресторан «Ирландский дворик» на Малышева. «Ирландский дворик» работает с 1996 года и считается одним из старейших (если не самым старым) баром Екатеринбурга.
По словам Ольги Зайченко, идея открыть хороший ресторан принадлежала ей: за границей она видела, что общепит может быть чем-то красивым, а не забегаловками, как тогда в России.
— В Турции, ОАЭ, Польше я видела, что люди могут приходить не только есть и пить, но и просто приятно проводить время, — вспоминает Зайченко. — У нас ресторанов было мало, поэтому пришла идея: а почему бы не открыть?
«Ирландским двориком» новое заведение назвали не просто так: там стали продавать сорта ирландского пива, которое считалось экзотикой. И клиенты пошли:
— Я не любитель пива, но мои приятели, которые занимались перевозками, каким-то образом смогли мне донести, что именно это пиво — крутое. На этом пиве все и было завязано.
Это пиво, хотя оно уже и не считается диковинкой, по-прежнему подают в «Ирландском дворике». Именно за традиции, говорит Зайченко, гости больше всего любят и уважают это заведение. У него есть постоянные гости, которые ходят туда поесть старый добрый цезарь, чей рецепт не меняется из года в год, и поговорить с работающим там 15 лет барменом — психологом и другом.
— Когда я еду куда-то и смотрю на заведения с историей, думаю, как же это круто, когда пабу 50 или 100 лет, — рассказывает Ольга Зайченко. — А мы [в России] любим, чтобы все блестело и было новым, я это приветствую, но мне кажется, что вместе с этим должно быть и что-то традиционное.
Сначала этот бизнес был поделен между супругами, а когда они развелись, ресторан достался Ольге Зайченко. По ее словам, сейчас она и владелец, и директор ресторана, в котором занимается в основном маркетингом.
Согласно системе «Контур.Фокус», ООО «Эстоль», под которым работает заведение, принадлежит ее сыну и известному ресторатору Ивану Зайченко («Сушкоф», «Дель Песто», «Лапша бабушки Бунси»). По данным системы «Контур.Фокус», выручка ООО «Эстоль» в 2017 году составила 19,2 млн рублей, чистая прибыль — 3,3 млн. Плюс у Ольги Зайченко есть доля в ресторане «Сушкоф» (ООО «Прайд-Е»). По ее словам, она небольшая и все держится на сыне.
— Я не учитываю «Сушкоф», считаю, что мое — это то, чем я занимаюсь. «Сушкоф» занимается Иван. Это его концепция, его идея, это его все, — объясняет Зайченко.
Сын — большая гордость Ольги. Она вспоминает, что заниматься бизнесом его не заставляла. Он сам, закончив институт в Екатеринбурге, уехал в бизнес-институт в Лондоне, потом попал в московский офис одной из крупнейших в мире аудиторско-консалтинговых компаний Ernst & Young, но вернулся в Екатеринбург заниматься бизнесом. Ольга Зайченко говорит, что помогла ему только тем, что сняла первое небольшое помещение, а дальше он все строил самостоятельно.
Первые салоны 90-х
На прибыль с продаж одежды, другой продукции и работы ресторана Ольга Зайченко уже сама в 1998 году открыла свой первый салон красоты «Альтернатива» на Московской, 35. Сейчас в связи с реконструкцией улицы Московской его закрыли. Что будет на месте салона — салон с новой концепцией или что-то принципиально другое, — Зайченко пока решает.
Сейчас в Екатеринбурге работают три салона Зайченко: «Альтернатива Classica» на Фролова, «Альтернатива Authentica Club» на Московской и «Альтернатива Aveda» на Сакко и Ванцетти. Все три — с разными концепциями и ориентированы на разных клиентов.
— «Альтернатива Classica» — это салон классического типа с полным замкнутым циклом услуг: маникюром, педикюром, косметологом, эстетистом по телу, — объясняет она. — «Альтернатива Aveda», — это больше о природе, о здоровом образе жизни. «Альтернатива Authentica Club» — это более динамичный, более молодежный, более современный салон, [своего рода] арт-площадка.
Aveda, косметику и имя которой использовала «Альтернатива», — это американский бренд с большой историей, и, чтобы открыться в Екатеринбурге, Зайченко пришлось сильно постараться:
— Это не франшиза и не франчайзинг, мы просто сделали салон, который поддерживает концепцию Aveda, и являемся абсолютно самостоятельной единицей и за пользование именем ничего не платим. Когда мы открывались, компания Aveda принадлежала Estee Lauder. Мы долго показывали им планы, как это все будет, как будет выглядеть, много было согласований.
Зайченко не помнит, сколько денег было вложено в ресторан и первый салон, но помнит, что окупился последний примерно за два года — салонов тогда было не так много.
— Так как я девушка, я понимала, что не хватает ухоженных людей, что нужно прививать вкус. И, может быть, [открыла салон] потому что ниша была. В те времена все было быстрее, потому что было много свободных ниш, где можно было себя реализовывать. Сейчас я тоже вижу ниши и задумываюсь о том, что можно сделать в этом [закрытом] салоне — просто открыть очередной салон? Ну, только в этом доме (мы разговаривали в салоне на Сакко и Ванцетти. — Прим. ред.) их пять, мне кажется. И самое интересное, что и мастеров-то [свободных] немного, их же нужно где-то взять и заинтересовать.
Еще у Зайченко есть студия «Бессовестно Талантливый» на Малышева — первый франшизный филиал московского салона, где обучают бьюти-мастеров.
— Зачем вам бизнес?
— Мне хотелось самостоятельно деньги зарабатывать, реализоваться. Быть женой и матерью (у нее трое детей, двое еще школьники. — Прим. ред.) — это прекрасно, но дети вырастают, а муж, бывает, и не остается с тобой.
По данным системы «Контур.Фокус», у Зайченко 100% в ООО «Альтернатива+» и ООО «Альта-сервис», на которых держатся салоны. Их суммарная выручка за 2017 год — 30,8 млн рублей, чистая прибыль — 307 тысяч.
— В «Альтернативе» у меня есть управляющая, с которой я тоже работаю уже очень много лет, которая знает, что должна делать, поэтому с моей стороны это такое ласковое управление [с советами]. Это касается также запуска новых продуктов, персонала, с которым я контактирую. Моя задача [в том числе] смотреть по сторонам и следить, в каком настроении люди. Больше удовольствия мне приносит сфера бьюти-индустрии, потому что здесь я могу проявить больше творчества. Мне нравится этим заниматься прямо очень сильно.
Масштабировать бизнес в Екатеринбурге Ольга Зайченко пока не планирует, за пределами — не планирует совсем. Объясняет: для этого нужно запускать франшизу и приводить салоны к единой концепции, а ей интересно работать с разными.
Екатеринбургу не хватает хороших хозяйственников
На вопрос, не страшно ли ей было начинать заниматься бизнесом, Ольга отвечает просто: «Мне и сейчас бывает страшно». В первую очередь потому, что она дает людям рабочие места и несет за них ответственность. Признается: иногда эмоционально выгорает так, что хочется все бросить. Помогают путешествия и восхождения в горы. Самая большая высота, на которую удалось подняться Ольге Зайченко, — 6550 метров. Это было на горе Меру в любимом Непале.
— Там очень холодно и кругом лед, большие расщелины — очень опасно, поэтому там люди только в связках ходят. Я стараюсь хотя бы раз в год найти какое-то время, чтобы пойти в горы и отвлечься. Я понимаю многих бизнесменов, которые начинают прыгать с парашютом, дайвингом заниматься, триатлоном, потому что это тоже перезагрузка: все мысли про работу уходят и ты начинаешь думать про другое. Надо переключаться, чтобы просто не сойти с ума.
Зайченко любит путешествовать, разглядывать новые города, но и Екатеринбург любит очень. Особенно — Харитоновский парк.
— Мне нравится бывать там летом, потому что пруд и беседка там напоминают мне места во Франции. У меня мечта, чтобы кто-то занялся этим парком: чтобы там было почищено, чтобы не было там грязи, чтобы там аллеи сделали, чтобы там скамеечки стояли, чтобы можно было прийти и там прогуляться. Я, когда бываю в том же самом Париже, сажусь на скамейку и думаю: блин, ну почему у нас не так?
— А почему у нас не так, как думаете?
— Мне кажется, люди все равно должны заботиться о месте, где живут. Даже сейчас снег выпал, стало тепло, ну что мешает вывезти снег, чтобы потом вот этой няши и грязи не было? Это просто надо организовать.
— Но ведь это уже работа власти, коммунальщиков?
— Хозяйственников. А у нас войны какие-то — то мусорные, то еще какие-то. Нет такого, чтобы все консолидировались и сказали: «Это наш город, мы его любим, он крутой». Они постоянно раздирают город, и поэтому мы имеем то, что имеем.
Ранее мы рассказывали истории основательницы портновского дома Rubleffka Таши Рублевой, владелицы самого известного в Екатеринбурге ивент-агентства Red Pepper Events Динары Кексиной и совладелицы сети клиник лазерной косметологии и пластической хирургии Юлии Франгуловой.
Фото: личный архив Ольги Зайченко; группа салона «Альтернатива» / facebook.com; Артем УСТЮЖАНИН / E1.RU