Сегодня стало известно, что в Екатеринбурге закрывается единственный на Урале бутик мирового бренда Dior: он проработает в галерее на Сакко и Ванцетти, 74 до конца марта. А в начале года из города ушел бренд Louis Vuitton, чей бутик работал в той же галерее. Тенденция к закрытию бутиков премиум-класса наблюдается в Екатеринбурге уже не первый год: в 2018 году из города, в частности, ушли Givenchy, Karen Millen и Chanel (последний позднее вернулся на то же место, но стал продавать уже не одежду, а косметику).
В элитной тусовке говорят, что массовые закрытия, негативно влияющие на репутацию города за рубежом, происходят в первую очередь из-за того, что у людей просто нет денег.
Источник E1.RU в Dior заверяет, что закрытие бутика не связано со снижением продаж и что марка активно развивает интернет-продажи. Но, к примеру, ресторатор Евгения Левандовская уверена, что, если бы компания видела перспективу на Урале, она бы не стала отсюда уходить. Левандовская покупает брендовые вещи в том числе и от Dior.
— Они десять лет [тут] простояли и все начали закрываться, потому что невыгодно им здесь стоять, — уверена Левандовская. — То, что у нас вообще все эти бутики закрываются, — это такой показатель стремный для заграницы, это плохо влияет на репутацию города, стыдно. Наверное, это показатель [и] нашей экономики и стабильности, что от нас все бегут. Наверное, у людей просто денег не хватает на такие дорогие марки. А они же не могут работать бесплатно. А сайт у них и до этого был [поэтому причина не в развитии онлайн-торговли]. Я [вещи] и в Екатеринбурге, и за границей покупала, сейчас, видимо, буду только за границей.
О том, что у людей просто нет денег на бренды, говорит и владелица самого известного в Екатеринбурге ивент-агентства Red Pepper Events Динара Кексина:
— Все просто: нет такой покупательской активности и платежеспособности [которая нужна брендам]. Проще, например, поехать в Европу и купить там сумку по системе tax free (с возвратом суммы НДС. — Прим. ред.) или на сейле в аутлете — предыдущие коллекции. У публики, пользующейся люксом, есть возможность вылетать. Лично для меня одно из направлений туризма — это шопинг, все равно же приятно что-то себе привезти. Зачем покупать в Екатеринбурге, если можно купить где-то в Европе? [Ну и вообще] кризис, деньги все считают, и это видно даже по нашей работе: люди начали экономить на каких-то частных заказах — днях рождения, юбилеях. Соответственно, и на люкс спроса нет.
Плюс к этому, говорит Динара, влияет на продажи и общемировой тренд на разумное потребление. Сейчас люди стараются покупать только то, что им действительно нужно, это касается в том числе и одежды. Так поступает и Динара: одевается в основном в масс-маркете, у брендов покупает только те вещи, которые носятся долго, — обувь, сумки и так далее.
— Люди [сейчас] вкладывают деньги не в вещи, а в знания, в эмоции и в путешествия. Это, наверное, общемировой тренд, который сказывается на люксе и в первую очередь — на люксе в регионах. У нас нет столько платежеспособной публики.
Дизайнер и владелица модного дома Rubleffka Таша Рублева говорит, что нет проблем у мировых брендов только в Москве и Московской области:
— Маркетинговые исследования показывают, что спрос на одежду и предметы роскоши не снизился, а где-то даже стал выше, просто сейчас все централизовано и все деньги уходят в Москву. А людей в Екатеринбурге, которые могут себе позволить покупать такие вещи, становится меньше. Если говорить про наш регион, где не самая плохая ситуация, то у нас все наладится. И те инвестиции, которые приходят в область благодаря правительству и международным мероприятиям, в том числе благодаря ЧМ по футболу, говорят, что к области хорошее отношение со стороны центра. Это коснется всего, и эти бренды вернутся.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU; личный архив Динары Кексиной; Таша Рублева / instagram.com; «Яндекс.Карты»