Сегодня одна из ярких инновационных идей в России — это технология совмещенных обмоток «Славянка», применяемая к асинхронным электродвигателям и разработанная отечественным инженером Дмитрием Дуюновым. Уникальность технологии — в возможности создать абсолютно новый тип электродвигателя для любой сферы промышленности, в которой они применимы.
В том, что будущее за электродвигателями, сегодня не сомневается уже никто. Прежде всего потому, что человек живет в век популяризации экологичного и экономичного электротранспорта. Вопрос отказа от автомобилей с ДВС во всем прогрессивном мире стоит крайне остро, и электромоторы для транспортных средств сегодня уже не ноу-хау, а необходимая мера.
Разработки в этой области ведутся и в Европе, и в США. Производство электромобилей уже поставлено на поток, а в европейских странах расширяется сеть электрозаправочных станций для этих авто.
Популярность гибридных автомобилей, которые имеют два мотора — ДВС и электрический, а также электромотоциклов, скутеров и иных транспортных средств растет, но полностью отказаться от использования бензина пока не удается. Причин этому несколько: дороговизна новых технологий производства, их малая эффективность, высокое энергопотребление электромоторов и отсутствие универсального решения вопроса эффективных аккумуляторов, большой парк классических электродвигателей, замена которых представляется неудобной и нецелесообразной, и прочее.
Двигатели, созданные с применением технологии Дмитрия Дуюнова, предлагают решение острых вопросов благодаря экономичной стоимости производства и надежной конструкции, высокой мощности наряду с низким энергопотреблением, заботе об экологии при создании и эксплуатации.
Эти и иные преимущества двигатели Дуюнова продемонстрировали на практике не только в рамках лаборатории инженера, но и на крупных выставках в России и Европе, а также были закреплены патентами.
Уникальность мотора Дуюнова
Принцип работы двигателя, созданного по технологии «Славянка», основан на совмещении в одном моторе двух стандартных типов обмоток — «Звезда» и «Треугольник», не требующих дополнительной синхронизации и усиленного питания.
На базе «Славянки» создано несколько прототипов электромоторов разных габаритов и мощностей, применимых к электромобилям, электромотоциклам, электровелосипедам и скутерам, а также к различному оборудованию.
Основные технические характеристики, которые получает двигатель, произведенный или модернизированный по технологии Дуюнова:
— снижение потребления электроэнергии от 10% до 40%;
— снижение себестоимости двигателя на 30% за счет меньшего количества используемой меди и электротехнической стали;
— повышение надежности: двигатели реже горят и ломаются (сервис-фактор — 2,5);
— повышение КПД двигателя.
Все двигатели на «Славянке» соответствуют самому высокому классу энергопотребления Е3 и Е4.
Именно по технологии «Славянка» Дмитрий Дуюнов создает первое в мире асинхронное мотор-колесо без использования магнитов. Колесом этот мотор называется не случайно, так как благодаря небольшим размерам и массе он встраивается непосредственно в колесо транспортного средства.
От разработки до производства
Сегодня главная цель Дмитрия Дуюнова — организация инжинирингового центра по разработке и проектированию инновационных двигателей на основе технологии под требования заказчиков. Цена одной такой разработки может достигать нескольких миллионов долларов. К слову, сейчас Дуюновым уже подписаны предварительные договоры с тремя компаниями — потенциальными заказчиками.
В 2018 году в Китае давними партнерами Дуюнова уже запущено серийное производство двигателей, модернизированных по технологии «Славянка», что отлично популяризирует технологию за рубежом, а также дает возможность любому желающему опробовать технологию на собственном транспорте.
Сегодня в офисе компании в Зеленограде уже функционирует инжиниринговый центр в миниатюре, представленный испытательной лабораторией, опытным участком, в рамках которого испытываются электромоторы для создания необходимой для деятельности будущего центра документации.
Компании Дуюнова присвоен код компании-разработчика, а самое главное — она утверждена к вступлению в особую экономическую зону «Технополис Москва», на территории которой уже весной 2019 года начнется строительство будущего центра.
Фото: компания Дуюнова