Женщины в бизнесе для Екатеринбурга давно не редкость, но рассказывают о них значительно реже, чем о мужчинах и их бизнес-успехах. Мы решили показать вам, как женщины в разных отраслях сами (ну, или не всегда сами) смогли запустить успешное дело.
29-летняя Таша Рублева в детстве мечтала стать учительницей математики или физики и упорно шла к этой цели, но случайная встреча с екатеринбургским дизайнером перевернула ее жизнь. Сейчас Таша называет себя «главной швеей России». У нее два модных ателье премиум-класса в Екатеринбурге и Москве, где одежду шьют из ткани, которую используют известные мировые марки типа Brioni, Canali и Kiton, и цель создать современную швейную фабрику. Почитайте, как Таша строит свой бизнес и сколько денег она потратила на старте.
Первое ателье Рублева открыла за две недели
В детстве дома у Таши, которая очень любит точные науки, была классная доска, купленная родителями. А мама регулярно дарила ей настоящие классные журналы, куда Таша выставляла оценки одноклассникам. Потом были СУНЦ УрГУ — класс с математико-экономическим уклоном — и физтех УПИ. Именно во время учебы в институте на одной из модных тусовок, куда девушка попала случайно, она и познакомилась с дизайнером одежды. Имя Рублева называть не стала, но, говорят, речь идет о Лоре Дембицкой.
— Мы начали с ней общаться, дружить и сотрудничать, я стала ее помощницей: общалась с клиентами, организовывала мероприятия, — вспоминает Таша. — Тогда я узнала другой мир, и это мне, конечно, понравилось. Потом мы с ней разошлись, и я открыла свое ателье.
— Говорят, вы разошлись из-за того, что она не вернула вам деньги, которые вы вложили в ее проект?
— Да, так и было. Было очень тяжело, все эти неприятные события произошли перед Новым годом, но, скажем так, это была плата за опыт. Я очень благодарна своим близким и друзьям, которые меня тогда поддержали и сказали: «Так, никаких переживаний и сомнений, у тебя все получится, давай делай». И вот на этой поддержке и этом моем энтузиазме в течение двух недель в 2008 году и родилась будущая Rubleffka — мое первое ателье. Тогда часть нашей общей команды ушла со мной, не зная, получится ли у меня что-то. И сейчас эти люди по-прежнему работают со мной. Эти отношения мне очень дороги.
Мастера, которые ушли за Ташей, были заточены на работу с одеждой премиум-класса, поэтому она стала продавать именно ее.
А с первым бизнес-партнером Таша Рублева с тех пор больше не общалась.
Откуда деньги?
Первое ателье — это 28 «квадратов» в Центральном переулке недалеко от клубного дома «Тихвинъ». Одежду (тогда только женскую) в одном помещении и производили, и продавали. А окна ателье, вспоминает Таша, выходили прямо на бутик Chanel — и это ее очень вдохновляло. На открытие ателье ушло около 250 тысяч рублей.
— Откуда у студента деньги на бизнес?
— Часть денег, которые ушли после разрыва партнерства, — это скопленная пенсия по потере кормильца, которую я получала (когда я была маленькая, у меня умер папа). А потом помогали мама с отчимом и друзья.
— Не страшно было, что дело прогорит?
— Все, что нам в жизни гарантировано, — это смерть. Больше ни на что нет гарантии. Я это понимала и понимаю. В меня очень сильно верили — может быть, потому, что видели мои горящие глаза — и мне это очень помогало. Мне реально нравилось и нравится то, что я делаю. Ну и плюс ко всему у меня еще мама предприниматель. Она всю свою жизнь занималась бизнесом, и я помню, что помогала ей в детстве: какую-то крупу фасовала, мешочки раскладывала — тогда у нее был маленький продуктовый магазин. А сейчас магазин стройматериалов и мебельный. То, как она общается со своими сотрудниками и строит свой еще маленький бизнес, я видела с детства и, мне кажется, на подсознательном уровне впитывала это.
Ателье окупилось через год и из Центрального переулка переехало сначала в бизнес-центр «Манхэттен», а затем в торговый центр «Европа» в центре Екатеринбурга. Шить одежду начали и мужскую, а производить и продавать ее для удобства клиентов стали на разных этажах. И разные ООО: «Рублёвка Фэшн Групп» и «Портновский Дом "Рублёвка"», единственным учредителем которых является Рублева.
Говорить о своей годовой чистой прибыли Рублева не стала. По данным системы «Контур.Фокус», из 2017 года «Рублёвка Фэшн Групп» вышла с убытком в 41 тысячу рублей. На балансе компании оставались 3 миллиона. «Портновский Дом "Рублевка"» не заработал ничего, на его балансе было всего 10 тысяч рублей. По словам Таши, сейчас эти ООО заморожены (хотя в системе это не отражено) и весь бизнес держится на ней как на индивидуальном предпринимателе.
Судя по всему, зарабатывает дизайнер неплохо: в 2018 году Rubleffka открыла представительство в Москве. При этом кредитов на бизнес Таша, по ее словам, не брала никогда.
— У меня есть кредит на автомобиль — но только для того, чтобы остальные деньги продолжали работать на бизнес, — объясняет она.
Чужие идеи под своих клиентов
Одежду Rubleffka шила и шьет так: берет трендовые модели одежды от других брендов и адаптирует их под своих клиентов. А шить Рублева, раньше отвечавшая за креатив, теперь может и сама. Но не считает нужным.
— Я могу, но зачем? — говорит Таша Рублева. — Этим летом я окончила магистратуру по специальности «дизайн одежды» в УрГАХУ. Она про то, как правильно создавать коллекцию, как подбирать ткани и так далее. Но я считаю, что у каждого должна быть своя задача, поэтому одежду создают люди, которых я изначально нанимала для этого. Компания и растет за счет этого. Чем больше дроблений мы можем себе позволить, тем больше становится компания, тем более крепкими становятся процессы. Для примера: мы работаем с фабрикой в Европе, на которой женщина выметывает ручные петли 20 лет. Все, что она делает, — это выметывает петли. Представляете, на каком уровне она может это делать? Сейчас мои сотрудники выполняют много функций, но это тоже этап. Наступит момент, когда мы разгрузим их, наняв еще специалистов. А потом еще и еще.
Ателье Рублевой работает практически со всеми самыми известными производителями тканей: Dormeuil, Loro Piana, Holland & Sherry, Carnet, Scabal и так далее. Из ткани Dormeuil шьют, к примеру, Brioni и Canali. Сейчас Rubleffka работает с пятью тысячами видов тканей, но есть и те, с которыми не может: их рисунки разрабатываются под конкретных производителей одежды. В среднем женский костюм из таких тканей стоит 60–70 тысяч рублей, а мужской — 90–100 тысяч.
По словам Таши Рублевой, сейчас ее клиентская база — это 1500 человек, 300 из которых постоянные.
— Это представители власти, юристы, руководители компаний, топ-менеджеры и другие. Мы не кичимся громкими именами, а большинство клиентов приходят к нам благодаря сарафанному радио, — говорит дизайнер.
Мужчины часто не воспринимают всерьез
— Сложно руководить бизнесом?
— У меня бывают месяцы только с одним выходным. Я, конечно, устаю и иногда думаю: бросьте меня здесь. Это сложный и красивый труд. Многие говорят, что это женский бизнес, но бизнес не делится на мужской и женский. Плюс пошив мужских костюмов в мире считается абсолютно мужским делом: портные в основном мужчины. В своих поездках, в том числе за границу, я обычно единственная девочка, и очень многие сначала не воспринимают меня всерьез. Но потом, когда понимают, что есть опыт и знания, меняют свое мнение.
Таша говорит, что при таком бешеном ритме найти время на личную жизнь сложно, а иногда практически невозможно. Она уверена: просто нужно найти человека, который будет так же много работать или будет чем-то сильно увлечен. Ее человек — именно такой.
Ателье Таша ограничиваться не хочет. Ее заветная мечта — создать швейную фабрику. Прямо сейчас она ездит по России и смотрит фабрики, чтобы понять, каково состояние отрасли.
— Это не значит, что я ее завтра открою, это дело, к которому нужно хорошо подготовиться, — рассказывает она. — Для нашей области это будет очень большой скачок в легкой промышленности, потому что такого уровня производства, как я хочу, тут нет. Да и в России тоже нет. И это неправильно. Работать с Европой — это огромное удовольствие и опыт, но это несправедливо, что в нашей стране я не могу получить продукт, который мне нужен. И часть денег просто уходит из нашей страны.
— Таша, не считаете, что называть бизнес по фамилии несколько нескромно?
— Особенно нескромно это было восемь лет назад (когда все начиналось. — Прим. ред.). Сначала это было ателье-студия Таши Рублевой, а потом, где-то через полгода, название сменилось. Это было модно тогда, или, не знаю, что-то в моей голове произошло, но я назвала модный дом Rubleffka. Многие посмеивались, а сейчас все встало на свои места.
Почитайте также историю о екатеринбурженке, зарабатывающей на тех, кто любит рубить елки.
А героини нашей рубрики «Бизнес в декрете» решили запустить свое небольшое дело, пока сидели дома с маленьким ребенком.
Фото: личный архив и Instagram Таши Рублевой