Иногда идеи для бизнеса появляются весьма неожиданно — из обычной беседы в банке.
— Управляющая банком, где мы обслуживаемся, как-то рассказала, что в Европе есть плантации, где люди могут срубить новогоднее дерево, а им ещё бонусом в подарок дарят бутылку шампанского, — вспоминает екатеринбурженка Мария Коростелёва. — Стоит это удовольствие 100 евро. И тогда я подумала, что можно нечто подобное, но в более упрощённом виде сделать и у нас.
Тем более для этого была подходящая площадка — плантация неподалёку от посёлка Октябрьского. Мария вместе со своей сестрой Анной десять лет развивают бизнес, основанный в начале двухтысячных их отцом. Их ландшафтная компания занимается выращиванием растений и деревьев. У них есть питомник в посёлке Медном и та самая плантация в Октябрьском на Режевском тракте.
В 2010 году они организовали первую прогулку — клиентам дали возможность срубить любую ель или сосну, которая росла на плантации.
— За срубленное дерево тогда мы брали всего 100 рублей. Каждый день приезжали человек по двадцать, а в итоге — нашлось около двухсот желающих прогуляться по лесу в поисках своего дерева. И есть те, кто с тех пор приезжают за ёлкой каждый год. Я честно не думала, что будет такой ажиотаж, — рассказала Мария.
С тех пор дней за десять до наступления Нового года на плантацию открывают доступ для всех желающих. По сути, это такая альтернатива рубке дерева в государственном лесничестве, где сначала надо оформить заявку, оплатить в Сбербанке квитанцию, заключить договор, а затем вместе с лесником отправиться за елью или сосной.
— Люди относятся к поиску своего дерева как к приключению. Они приезжают целыми семьями, с детьми. Иногда гуляют по плантации по несколько часов, — говорит Мария.
В этот момент мы с ней подходим к просеке, которая больше походит на волшебный новогодний туннель. Красота неописуемая!
— В Медном у нас четыре гектара, но они уже полностью засажены. Так что дальнейшее развитие связываем с плантацией в Октябрьском, где 11 гектаров. Например, у нас уже есть 10 тысяч елей высотой в метр — их надо рассаживать, чтобы они росли дальше. Для этого нам надо зачистить площадку, — рассказывает Мария.
Вообще такой бизнес требует длительного планирования. К примеру, хвойное дерево растёт долго: если выращивать из семечка, то потребуется десять лет!
— В наших нечерноземных почвах за пять лет елка вырастает примерно на 50 сантиметров, через семь достигает 80–100 сантиметров. После этого дерево каждый год прибавляет по полметра. Это бизнес поколений. Если начинать его в 35 лет, то лучше делать ставку на лиственные деревья. Либо брать хвойные на доращивание. Иначе можно просто не успеть, — отмечает Мария.
Но она убеждена, что елка на Новый год должна быть только живой.
— Я не понимаю, как можно живое дерево поменять на искусственное. Как можно лишать себя новогодних эмоций, этого аромата. Это же традиция! Это только мое мнение. Я понимаю, что есть противники такой позиции. Но вы же любимой девушке дарите живые, а не искусственные цветы! — считает Мария.
Спрос на живые ёлки стабилен — каждый год находится около 500 желающих найти и срубить своё новогоднее дерево. Каждое стоит по 200 рублей. Этих денег как раз хватает на то, чтобы содержать в порядке плантацию.
Ранее мы рассказывали о молодом предпринимателе из Екатеринбурга, который попытался заработать на продаже элитных пихт. Он закупил 300 деревьев на 1,5 миллиона рублей у блогера Ильи Варламова, но вот желающих выложить за дерево от 4,5 до 10 тысяч рублей он найти не смог. Наши коллеги из тюменского новостного портала 72.RU рассказывали историю их местного бизнесмена, который прогорел на ёлочном бизнесе.
Кстати, в центре Екатеринбурга тоже в этом году впервые за долгое время будет стоять живая ёлка. Её с большими приключениями везли до центра из леса. Законно срубить ёлку в лесу самостоятельно тоже можно, но нужно соблюдать несколько важных условий. Все они расписаны в нашей инструкции.
Какую ёлку вы ставите дома?
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU; Мария КОРОСТЕЛЁВА