Совладелец ресторанов, шоумен и телеведущий Сергей Светлаков приехал в Екатеринбург на день рождения родного ресторана Eshak. Заведение открылось два года назад и, по мнению местных рестораторов, далеко не уехало. А Сергей вместе с партнёрами тем временем открывает новые заведения, причём не только в России. О новых заведениях, фильмах, шоу и Екатеринбурге — в нашем интервью.
— В 2016 году, когда ресторан только открылся, вы в интервью нашему порталу говорили, что общие вложения в заведение превысили 70 миллионов рублей и через 2–3 года ресторан должен окупиться. Сейчас конец 2018 года, произошло это?
— Что значит окупиться? Приносит ли ресторан деньги? Часть средств в любом случае вернулась. Я хочу порадоваться, что в наше непростое время мы празднуем двухлетие ресторана, у нас полная посадка в этот день, а это значит, что всё живёт и мы идём дальше, как бы тяжело ни было. Мы выдерживаем конкуренцию, и как на телевидении появился свой зритель, так и у ресторана есть свой клиент, который нас любит.
— То есть ресторан приносит больше денег, чем вы в него вкладываете?
— Сейчас мы практически не вкладываем в сам ресторан — только в спецпроекты, когда хотим сделать какой-то праздник, пригласить звёзд. Мы работаем с дизайном, меняем мебель, у нас появились птички — в ресторане теперь живет попугай Лаваш. То есть это постоянный процесс, и периодические вливания нужны. Они потом окупаются, как и в любом бизнесе.
— Ранее вы говорили, что в Екатеринбурге должен быть один большой Eshak в центре и, возможно, один в спальном районе. Вы думаете над этим или уже оставили эту идею?
— Наверное, по поводу расширения сейчас уже никто не думает, сейчас не то время, когда из серьёзных ресторанов можно делать целую сеть. Максимум она выдерживает по одному на город. Это тенденция общая для ресторанного бизнеса. Открыть один ресторан в городе — это уже значит вступить в конкурентную борьбу. Денег у людей стало меньше — средний чек упал, а аренда меньше не становится.
— В Екатеринбурге в ресторане средний чек упал? (В 2016 году Сергей говорил, что средний чек составляет тысячу рублей. — Прим. ред.)
— Он везде упал. Это даже может не зависеть от количества посетителей, просто те же самые люди стали тратить меньше. Эта тенденция по всей стране и не только в ресторанном бизнесе. Два дня назад был в центральных магазинах Москвы, туда приезжают не только жители столицы, но и люди со всей страны и из других стран. И представители магазина сказали, что за последние полгода потеря в деньгах составила примерно 30%. Это вынуждает серьёзно относиться к бизнесу и понимать людей. Мы стараемся экономить не в ущерб качеству и при этом не повышать цены — это сложная работа. Я думаю, что меня поймут читатели, которые пытаются работать на себя.
— В Екатеринбурге вы пока расширяться не планируете, а есть планы заходить в другие города России?
— Да, в следующем году мы планируем открыть два ресторана. Один в Краснодаре — там уже занимаемся дизайном. Я думаю, это будет крутое место и мы ворвёмся. Город, конечно, состоит из больших ресторанов и сетевых заведений, но я уверен, что у нас больше козырей и наша команда выиграет в этой борьбе. А в феврале у нас откроется флагманский ресторан — в Москве на Новом Арбате, с противоположной стороны от кинотеатра «Октябрь», в большом здании с панорамными окнами на Арбат.
— Судя по этому, вы не пожалели, что пошли в ресторанный бизнес?
— Нет, абсолютно не пожалел, это стало неотъемлемой частью моей жизни, особенно когда случаются победы. Это такое же удовольствие, как и в творчестве.
— Недавно владелец нашей местной чайханы, рассуждая о ресторанном бизнесе Екатеринбурга, сказал: Сергей Светлаков — казалось бы, местный герой, а проект не так круто зашёл. Вы как сами оцениваете, зашёл Eshak?
— О чём ещё могут говорить конкуренты? Я в отличие от них ничего плохого говорить не буду, почему у них цена ниже, чем у нас, — я тоже говорить не буду. У нас есть своя категория людей, которым мы нравимся, и надеюсь, это всё будет расширяться. К нам часто прилетает шеф-повар из Москвы, и работа идёт.
— Почему ваша команда приняла решение закрыть один из ресторанов в Казахстане?
— Закрылся ресторан в Алма-Ате. Сначала он преобразовался в другой, но он не пошёл, сейчас там будет третий проект — не знаю, совместно со мной или нет. Там безумная конкуренция, и рестораны живут два года, после этого надо полностью менять концепт. В Казахстане публика не прирастает к одному месту. Может быть, из-за того, что эти люди были кочевниками, они не могут на одном месте сидеть.
В Астане я бываю несколько раз в году, там один из самых больших ресторанов — ресторан-клуб «Золото». В заведении выступают звёзды, и он считается лучшим рестораном Астаны, всё замечательно пока. Это такой бизнес: какие-то полгода — и что-то происходит с мировоззрением людей, с экономической ситуацией в городе. Много факторов, за которыми надо следить, чтобы быть на шаг впереди. Где-то закрывается, где-то открывается — это нормальный процесс для этого бизнеса.
— В Казахстане вы не будете больше ничего открывать?
— Пока не слышал идей от кого-то, я полностью доверяю нашему инвестору и ресторатору Александру Орлову, и у нас с ним есть планы открывать свой ресторан далеко в Азии, но про это пока рано говорить.
— Если говорить не про рестораны, а про творчество. Планируете ли участвовать в новых проектах?
— Что касается проектов, то идей много, и на СТС сейчас назревает новая линейка, которая будет в следующем году. Мы презентовали несколько вещей в своей студии «Свердловск», которая у нас вместе с Сашей Незлобиным открыта. Что одобрят, а что нет — мы пока не знаем. Точно будет второй сезон «Слава богу, ты пришёл!», все бюджеты подписаны. Мы разрабатываем шоу, сериал, кино — чему-то скажут «да», и мы поймём тогда, что мы можем параллельно делать.
На канале произошли большие изменения, группа сменилась на 70%. Сейчас канал, по моему ощущению, становится другим. В плане юмора на канале долгое время ничего нового не возникало, я говорю про шоу и программы. Мы надеемся в следующем году запустить шоу, где талантливые люди могли бы реализовать себя. Может быть, даже странные люди, но интересные для зрителя. Скорее всего, мы запустим это шоу осенью 2019 года.
— А свой канал на YouTube не хотите открывать и развивать?
— В YouTube у нас есть куча идей с Сашей [Незлобиным] насчет того, какие глупости мы можем делать, но пока на это не решились и не хватает времени. Плюс не хочется делать всё то же самое, что уже есть. Должна быть какая-то свежесть, какая-то идея.
— В этом году традиционно выходит фильм «Ёлки», уже восьмой. Этот фильм действительно будет последним?
— Честное слово. Может быть, будет продолжение в виде сериала на канале СТС, есть такая идея. Мы недавно с Тимуром Бекмамбетовым (продюсер фильмов «Ёлки». — Прим. ред.) общались, и он прислал идею сериала. Но сериал больше похож на фильм по стилистике и настроению, нежели героями. Герои не будут повторяться, это будет другая история. К нам поступило предложение снять этот сериал к следующему Новому году, и, возможно, мы своей студией этим займёмся. Но для кинопроекта уже всё, стоп, и в этих последних «Ёлках» мы действительно прощаемся с нашим зрителем.
— Уже такая традиция. В прошлый раз мы вам показывали спорный в Екатеринбурге проект — это «храм на воде». А сегодня город шумит из-за проекта нового зала филармонии, который хотят строить на месте жилого дома на Карла Либкнехта, — слышали про него?
— Нет, не слышал.
— Жильцы пытаются отстоять свой дом, и среди них есть человек с вашей фамилией. Другие СМИ писали, что он ваш племянник.
— Да, я видел, но мы этого человека не знаем. Он не является нашим родственником, я первый раз про него слышу. Это абсолютный фейк, мне прислали фотографии — и там какой-то жёлтый заголовок. Я был в лёгком шоке. Я не знаю, как это произошло — может быть, это однофамилец, а может быть, он пошёл в паспортный стол и сменил фамилию. Эта история никаким образом со мной не связана, я его ни разу в жизни не видел.
— Когда приезжаете в Екатеринбург, куда ходите, кроме своего ресторана?
— Есть у меня пара явок, которые я не буду раскрывать. У моего товарища есть прекрасная кафешка. Бывает, мы её берём и закрываем полностью под нас. А так, если это тёплое время года, то мы уезжаем на дачу к родителям не так далеко от водоёма. Там можно просто побыть человеком с неровно причёсанными волосами, одетым в то, что когда-то прадедушка носил, с дырками, и утром с братом съездить на рыбалку. Бывает, мы берём «газель» и с родственниками, с баяном, с гитарой объезжаем старые места — старый двор, где мы жили, школу (Сергей учился в школе № 2, сейчас это гимназия № 155 на Челюскинцев. — Прим. ред.), Плотинку. Каждый называет свой адрес, который для него важен, — приезжаем, обнимаемся, ревём, выпиваем и уезжаем.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU; kinopoisk.ru