Изнутри теплицы Саурона (на самом деле УГМК) выглядят ещё более впечатляюще, чем снаружи. Помыв руки специальной жидкостью, а ботинки при помощи хитрого агрегата, заходим внутрь. От количества света можно ослепнуть.
— У нас тут столько же света, сколько в Турции, — не без гордости сказал директор «Тепличного» Роман Тягунов, когда мы с ним прогуливались между тысяч кустов томатов.
Поднимаю голову и вижу бесконечное множество ламп. Может показаться, что находишься внутри гигантского светильника.
Для освещения теплиц, площадь которых более 24 гектаров (это 35 футбольных полей), используют 62 700 ламп. Мощность каждой — 600 ватт.
— Такого количества ламп достаточно, чтобы осветить три московских кольцевых автодороги, а длина МКАД — 108 километров, — приводит любопытную цифру Роман Тягунов.
Пытаюсь представить, сколько же приходится платить за электричество, если за свою небольшую «однушку» ежемесячно отдаём по 500 рублей.
— На самом деле искусственная подсветка убыточна, если один киловатт стоит больше двух рублей. Так что без собственной генерации никак не обойтись, — объяснил директор тепличного комплекса.
Именно поэтому построили два энергоцентра с газовыми двигателями. В итоге собственная электроэнергия стоит значительно дешевле. Для сравнения: электричество из сети обходится предприятиям в 5,4 рубля за кВт⋅ч, в то время как от собственной генерации — менее 1,9 рубля за кВт⋅ч. Разница без малого в три раза.
Мы гуляли по теплицам поздним вечером и обратили внимание, что свет в них постепенно выключали. Сектор за сектором. Такая схема также частично связана с использованием собственной генерации. Дело в том, что электричество тут не копят, а сразу расходуют. Именно поэтому газовые турбины заводятся ровно в тот момент, когда включают досветку. Глушить двигатели также надо постепенно.
— Где у вас рубильник, который всё это выключает? — интересуюсь я.
— Там, за дверью, — показывает Роман Тягунов.
Центр управления теплицей занимает небольшую комнатку. В ней несколько компьютеров, пять больших телевизоров и один оператор.
При помощи датчиков можно отследить все параметры: посмотреть, какая сейчас влажность, температура, сколько света получили растения. И всё это показывается на экране в виде красивых графиков.
— У нас есть своя метеостанция. Дело в том, что количество часов досветки зависит от количества солнечного света. Именно поэтому мы должны точно знать прогноз погоды, насколько день будет солнечным, — объясняет Роман Тягунов.
Для нормального развития растениям надо около 1800 джоулей солнечной энергии в сутки. К вечеру того дня, когда мы гуляли по теплицам, они получили всего лишь 196 джоулей.
— Всё остальное мы должны компенсировать искусственной досветкой. В зимнее время томаты досвечивают 18 часов, а огурцы — 20 часов в сутки. Даже летом на Урале мало естественного света. К примеру, даже в летний жаркий и солнечный день удаётся накопить 1000–1200 джоулей, а потому без подсветки в любом случае не обойтись, — приводит цифры директор «Тепличного».
В принципе я знал, что наша область не лучшее место для выращивания овощей, но что настолько мало у нас света — даже представить не мог.
Когда мы уезжали, то свет во всех теплицах уже был потушен. Всё дело в том, что для хорошего плодоношения растениям надо несколько часов темноты.
На E1.RU было уже несколько фоторепортажей о магическом свечении теплиц.Также мы публиковали видео, как они выглядят с высоты птичьего полёта.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU
Видео: Максим БУТУСОВ / E1.RU