Бизнес Маленький, но гордый бизнес интервью Нагрудный бизнес: автор значков с Белой башней рассказал, сколько зарабатывает на любви к городу

Нагрудный бизнес: автор значков с Белой башней рассказал, сколько зарабатывает на любви к городу

Он сам выбирает, какое здание превратить в сувенир, а изготавливает его всегда в Китае

На первом значке, который выпустил Дмитрий, был знаменитый дом Севастьянова 

Три года назад екатеринбуржцы начали носить на груди уменьшенную копию дома Севастьянова, а потом стали цеплять маленькую Белую башню, Главпочтамт и «Динамо». Эти миниатюрные значки выпускает екатеринбургский дизайнер Дмитрий Фатхиев-Долохов. Мы узнали у него, почему он начал этим заниматься и можно ли заработать на нагрудных достопримечательностях Екатеринбурга.

— Я значки всегда любил — у меня дома есть коллекция старых советских, которые я с детства собирал, — рассказывает Дмитрий. — Из поездок часто привожу значки, а недавно на день рождения мне друг подарил свою коллекцию. Мне кажется, что это один из самых лучших сувениров. Обычно магнитики привозят, а я значки. У нас в городе это не развито, и я решил заняться.

Его дизайнерские значки можно купить в десяти сувенирных лавках города — в «Высоцком», «Успенском», в Ельцин-центре, у стелы «Европа — Азия». Взять мини-телебашню или другую уменьшенную достопримечательность можно за 350 рублей. Дмитрий сам выбирает, какое здание следующим превратится в сувенир, и сам же рисует макет и отправляет на производство. Изготавливают их небольшими партиями по 100–200 штук, и делают это не в Екатеринбурге и даже не в России:

— У меня есть договорённости с фабриками в Китае, и там их производят, а открытки я у нас печатаю. Проблема в том, что у нас не изготавливают малотиражную партию. Они могут делать тысячами, а у нас нет потребности в таком количестве, да и дорого это. А Китай сейчас достаточно гибок — он делает минимальный тираж 100 штук без проблем.

В среднем делаем по 100–200 штук, и из-за того, что делаем небольшими партиями, себестоимость высокая. Понятно, что если бы мы тысячами производили, то стоило бы дешевле. Возможно, некоторые жалуются на цены. Если будет потребность в более высоких тиражах, то постараюсь снижать цену. Понятно, что чем дешевле, тем выше спрос.

Несколько значков, которые Дмитрий принёс с собой на встречу

— Сколько вы тратите, чтобы изготовить 100 значков?

— Если брать 100 штук, то молд — эта матрица, которая штампует — стоит 100 долларов, плюс один штамп-оттиск стоит 1–1,5 доллара. И логистика может варьироваться — от 2 до 10 тысяч рублей, эта цена зависит от объёма и веса. Изготовление занимает около двух недель, плюс логистика — около двух недель. То есть уходит на всё около месяца, и это небольшой срок. Наши российские компании на изготовление тратят столько же времени.

— Вы делали для Тюмени их знаменитую набережную и для Саратова — значок с мемориальным комплексом «Журавли», у них продают тоже по 350 рублей?

— Я думаю, да. Закупочная цена — 200 рублей.

Знаменитая тюменская набережная

— Сколько вы зарабатываете на этом в месяц?

— Пока моё основное дело — это графический дизайн. А значки пока приносят не очень большие деньги, но в убыток себе я в принципе не работал, даже в самом начале. Точную цифру я бы не хотел называть, со значков имею порядка 100 тысяч в месяц.

Сейчас Дмитрий ведёт переговоры с сувенирными магазинами в Москве

— Какой значок вы считаете самым удачным и какой — самым популярным?

— Самый популярный — Белая башня. Я уже выпустил около 1000 экземпляров. Во-первых, он очень удобен для носки: выразительный и минималистичный. Во-вторых, все любят Белую башню, она ведь по всему миру известна. Телебашня очень быстро разошлась, я её уже раза три-четыре заказывал по 100–150 штук. На волне сноса 100 штук раскупили за несколько дней.

Значки цепляются на открыточки 
На волне сноса значки с телебашней хорошо раскупали

— Почему вы изготавливаете именно металлические значки, а не деревянные?

— По деревянным есть ограничения: они большие — это не очень удобно. А я склонен делать более миниатюрные, потому что их удобнее носить на одежде. Производство сейчас достаточно гибкое и позволяет выпускать маленькие значки с мелкими деталями, и сейчас много расцветок самого металла — черный, золотой, медный.

Значки с конструктивистскими зданиями полностью идентичные — повторяют все детали. Но здесь минимализм, с ним проще, сложно делать те, где много декора и лепнины. Я часто гуляю по городу, смотрю, фотографирую. А потом уже, основываясь на фотографии, делаю — на макет уходит несколько дней.

— Сколько прослужит такой значок?

— Это сплав цинка. Я думаю, что у него срок годности не ограничен. Ну, 20 лет даю гарантию. На самом деле, металлические значки — это целая культура. На Западе, в Европе их выпускается гигантское количество.

Главпочтамт проработан до мельчайших деталей
На вопрос, почему Дмитрий сам пришёл без значка, он сказал, что во время чемпионата постоянно носил вот этот, а сегодня почему-то не надел

— Вы говорили, что вы сами коллекционируете значки. А у вас коллекционеры уже покупали?

— Да, в марте я был в Барселоне и отправлял во Францию всю конструктивистскую линейку, как раз просил коллекционер. Я знаю, что в точки, где продают мои значки, приходили иностранцы и покупали их.

— Вы выбираете самые яркие объекты, которые всем известны. Почему нет значка здания администрации города?

— Люди мне писали и просили и цирк сделать, и администрацию сделать. Но здесь ещё есть такой фактор — подходит ли здание под значок. Если брать администрацию, то она достаточно большая: широкая и высокая, и я пока не представляю, как её сделать, но, возможно, сделаю. Я стараюсь целиком сделать здание, но, например, если брать весь дом Севастьянова, то получился бы просто гигантский значок. Но у Севастьянова эта часть такая выразительная, и решил сделать только её. Возможно, в будущем я переработаю некоторые значки. Тот же дом Севастьянова я хочу сделать меньшего размера и добавить больше элементов. Технологии позволяют — дом Метенкова вот посмотрите, как проработан.

— А что появится из местного?

— Возможно, сделаю водонапорную башню к 300-летию Екатеринбурга. Ещё спрашивают про здание вокзала. И я хочу его сделать, конечно, не целиком — но часть его хочу сделать. Ещё у меня есть идея сделать значки, связанные с современностью — с уральским роком, с уральской природой, может быть, абажуры Тимофея Ради. Не знаю, насколько у меня получится это сделать, но хочется. Сейчас я хочу сделать значки на русскую тематику, без привязки к Екатеринбургу, чтобы можно было продавать в других городах — в Москве, Питере.

Для Москвы Дмитрий собирается выпустить вот такой значок
Или значок вот с такой матрёшкой. А ещё Дмитрий думает делать брелоки

Тюмень вышла сама ко мне — представитель сети магазинов подарков написал мне. И они попросили сделать Мост влюблённых. Они заказали 100 значков. Остались довольны и обещали продолжать сотрудничать.

— Есть недовольные покупатели?

— Бывают единичные случаи, но это нормально. Один человек из 100 может написать и начать спорить, мол, они не из металла сделаны. Но это абсурд. Возможно, некоторые жалуются на цены, но я уже говорил, как цена формируется. Если будет потребность в более высоких тиражах, то постараюсь снижать цену. Понятно, что чем дешевле, тем выше спрос.

— Свою сувенирную лавку не думали открыть?

— Думал над этим. Возможно, и открою. Но это в качестве такой фантазии, пока что хватает точек. Я больше решил нацелиться на другие города, в том числе и за рубеж — в Европу. Продавать там тиражи с местными достопримечательностями. Сейчас идут переговоры с одним из европейских городов.

Гостиница «Исеть»
Нижнетагильский завод один из последних значков 

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU; Дмитрий ФАТХИЕВ-ДОЛОХОВ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Везла 15 кг за 200 рублей». Курьер — честно о зарплате и сложностях работы
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
Когда преследует она: откровенный рассказ пострадавшего от сталкерши
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Никакой справедливости!» Журналистка засудила застройщика, сорвавшего сдачу дома, но всё равно осталась без денег
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Рекомендуем
Знакомства
Объявления