E1.RU продолжает истории взлетов и падений легендарных брендов, которые существовали в Свердловской области. Мы уже рассказывали про Екатеринбургский виншампанкомбинат и завод АМУР. Сегодня, во Всемирный день отказа от табака— история табачной фабрики. И помните, курение вредит вашему здоровью.
Табачная фабрика «Альвис» в середине 90-х полностью покрывала спрос курильщиков в Екатеринбурге и области, а также сбывала продукцию в соседние регионы. На фабрике выпускались сигареты без фильтра «Прима», «Луч», «Демидов», а также папиросы «Беломорканал», «Преферанс». Объемы производства доходили до 5 миллиардов сигарет и папирос в год. Но выдержать конкуренцию новых сигарет — с фильтром — она не смогла.
Появилась фабрика в Екатеринбурге еще в 1942 году. Сюда было эвакуировано оборудование предприятия из оккупированного города Кременчуга (Украина). Производство разместили в самом центре города — в здании на месте нынешнего ЦУМа. Фабрика была в кратчайшие сроки восстановлена, и уже в 42-м году на ней было произведено: папирос — 251 миллион штук, махорки — больше тонны, курительного табака — 700 тонн.
Предприятие довольно быстро набрало обороты — к началу 50-х годов здесь производилось уже более полутора миллиардов папирос в год и выпускали первые сигареты.
В это время здесь начинается настоящий технический бум. «Альвис» закупает гильзовые и папиросо-набивные машины, современные на тот момент пачечно-укладочные автоматы. Тогда фабрика стала постепенно снижать долю ручного труда в производстве.
Но в 1960 году на фабрике произошел пожар, в котором был полностью уничтожен основной производственный корпус, частично пострадало оборудование. Тогда под фабрику были выделены площади, на которых она проработала до своего банкротства.
Это здание на Самолетной, 55. Здесь построили новые корпуса. И в последующие годы довели объем производства до 5,5 миллиарда сигарет и папирос в год. Сырье предприятие закупало из 26 стран, среди которых были Индия и Индонезия.
Предприятие было на пике популярности своей продукции. Тогда курение не порицалось общественностью, а папиросы были едва ли не единственным табачным изделием на рынке. К тому же претензий к их качеству в советское время практически не было, как не было и массового выбора, что курить еще.
«Альвис» даже удостаивался награды как один из лучших производителей России.
Но продлилось это недолго. Уже к началу 2000-х у фабрики стали возникать проблемы, связанные как с государственной политикой в области акцизов, так и с изменением спроса на рынке.
Увеличение стоимости акцизов вело к росту стоимости сигарет. При этом их качество не менялось. А на рынке появлялись новые марки сигарет, увеличивалась доля зарубежных производителей.
— Это были тяжелые времена для всей табачной промышленности России. Около 90% рынка занимали иностранные компании, и конкурировать с ними было нелегко. Акции фабрики тогда принадлежали трудовому коллективу. В то время на фабрике работало человек 700. Конечно, мы понимали: раз дивидендов нет, значит, нет и прибыли, — рассказал бывший сотрудник фабрики. — В 2001 году все рассчитывали, что закончится реконструкция — и ситуация выправится, было куплено иностранное оборудование по производству сигарет с фильтром. Но существенно ничего не изменилось. Росли акцизы, которые фабрика не компенсировала повышением стоимости продукции, а покрывали за счет уменьшения собственной прибыли.
Несмотря на то, что число курильщиков в городе и в стране не уменьшалось, наоборот, производители говорили, что каждый месяц видят прирост в спросе в 8–10%, — предпочтения потребителей стали меняться.
Началось снижение спроса на сигареты без фильтра (а они составляли около 70% продукции российских фабрик). В начале нулевых они занимали едва ли 10% рынка, хотя в середине 90-х их доля была в пять раз больше.
А в марте 2006 году фабрику лишили лицензии на производство «Примы». Эта марка принадлежала ассоциации «Табакпром», но из-за неуплаты членских взносов «Альвис» из ее рядов исключили.
Предприятие тогда обвиняли в отсутствии инвестиций в модернизацию производства, которая помогла бы улучшить позиции уральского табака на рынке.
— В основном фабрика работала на мощностях 60-х годов. Но деньги все равно вкладывали. Я помню, что одна новая линия по производству тогда обходилась в районе 90 миллионов рублей в ценах 2006 года. Тогда это были колоссальные деньги, — рассказывает бывший сотрудник.
Отсутствие инвестиций в производство и высокая конкуренция на рынке привели к тому, что в 2005 году в регионах закрылось несколько фабрик — в том числе челябинская, где также производилась «Прима».
«Альвис» же подал заявление о собственном банкротстве в 2006 году. Тогда собственники объясняли это нерентабельностью производства. На момент завершения конкурсного производства в 2010 году предприятие не выплатило кредиторам около 100 миллионов рублей.
Производство всех марок сигарет было перенесено в Брянскую область на площадку Погарской сигаретно-сигарной фабрики, которая работает до сих пор. Туда же переехала челябинская фабрика.
Здание самой фабрики в Екатеринбурге все еще стоит — теперь оно сдается в аренду нескольким компаниям, которые не связаны с табаком.
Фото: ТАСС; 2gis; findtm.ru