Стеклянные маркерные доски сейчас можно встретить практически в любом офисе или школе. Они стильно выглядят и долговечны в использовании. Мало кто знает, что львиную долю таких досок производят в Екатеринбурге. Основатель компании Askell — обычный программист Андрей Калетин. Как, наверное, многие начинающие предприниматели, он стартовал с «гаражной мастерской», а сейчас наладил полноценное серийное производство. Подробнее — в репортаже.
Начинал с гаража
В светлом бело-красном цехе чисто и немного шумно из-за огромной печи, в которой «запекаются» при температуре 350 градусов маркерные доски. Справа от входа рядами стоят стёкла, слева приводят доски к безупречному виду маляры и сборщики.
— Вот, — скромно говорит Андрей. — Здесь основная работа, менеджеры сидят в другом помещении.
В небольшой комнате для отдыха, где более тихо, он начинает свой рассказ:
— Я по образованию программист и после института 1,5 года работал по специальности. В какой-то момент я понял, что хочу двигаться дальше, хочу сделать что-то полезное, качественное, на высоком уровне. Я хотел создать что-то такое, чего ещё не было. Думаю, многие ИТ-специалисты часто пользуются маркерной доской. Я не был исключением. Дома у меня висела доска, и я подумал: а почему бы её не улучшить?
Андрей взял кусок обычного металла, повесил на стену, стал рисовать. Но ему не понравилось, что остаются разводы после маркера. Тогда он начал экспериментировать с поверхностями, и лучше всего себя показало стекло. Андрей поискал аналоги, но нашёл только один на американском сайте. Тогда он понял, что нужно действовать. Продолжая работать программистом, Андрей создал сайт для продажи досок. Первый заказ появился через знакомых — доска была нужна начальнику друга.
— Я живу в частном доме, и там есть гараж. Он и стал моей первой мастерской, — вспоминает Андрей. — Вся технология сборки доски такая, что можно одному делать. Конечно, это тяжело, очень медленно, но реально. Помню, как делал свою первую доску для продажи, как потом её устанавливал. Я тогда её продал за 4 500–5 000 рублей.
Для Андрея была важна обратная связь. Первый клиент оказался очень доволен доской — это вдохновляло. Постепенно заказов становилось больше.
— В какой-то момент я понял, что совмещать с работой тяжело, — делится Андрей. — Представляете, я приходил с работы в семь вечера, ужинал и шёл в гараж. Холодный гараж — зима, отопления нет. И собирал там доски до ночи.
Первый крупный заказ у Андрея сделала лингвистическая школа из Краснодара.
— Я был горд: мои доски будут висеть у детей, приносить пользу, — рассказывает Андрей. — Помню, как раскладывал всё в гараже. Школа осталась довольна, мы до сих пор сотрудничаем.
1,5 года работы в никуда
Когда заказов стало больше 20 в месяц, Андрей понял, что пора расширяться. Нашёл небольшую мастерскую и помощника. Бизнес процветал. И вдруг всё пошло прахом.
— Изначально у нас была не та технология, что сейчас, — поясняет Андрей. — Между стеклом и железом мы клеили плёнку. Выглядело красиво, но спустя 1,5 года выяснилось, что плёнка отклеивается и оставляет пузыри под стеклом. А мы себя позиционировали как качественный продукт, который долго служит. Нам пришлось весь этот брак, который мы за 1,5 года выдали клиентам, поменять. И это были колоссальные затраты.
Конечно, была мысль всё бросить. Но Андрей решил, что не откажется от своих клиентов, нашёл средства и заменил все доски. С тех пор технологию, конечно, поменяли.
— Я тогда для себя понял ещё одну вещь: надёжная и сильная команда, на которую можно положиться в любой, даже самой сложной ситуации, — это важная составляющая успеха, — отмечает Андрей.
Сейчас компания работает со специальной краской для стекла, которую нужно запекать. Найти и привезти подходящую для этого печь было непросто.
— Мы долго искали поставщика краски, которая бы отлично держалась на стекле, — рассказывает Андрей. — Когда нашли, он выдвинул требование: чтобы краска долго работала, её необходимо кристаллизовать при высокой температуре. Под эти параметры мы заказали печь в Уфе. У меня был огромный прицеп, в него и загрузили печь. На обратном пути меня остановили гаишники — решили, что я везу сейф с деньгами. А когда печь привезли, оказалось, что она не влазит в проёмы. Пришлось пилить её пополам, а затем внутри заново сваривать.
Более 5 000 клиентов в России и СНГ
В новый цех Askell переехала не так давно. В среднем за день работники успевают сделать около 80–100 обычных досок. Кроме того, компания делает мобильные доски на колёсах. Технология изготовления отработана до мелочей.
— Стеклянные маркерные доски действительно востребованы, — говорит Андрей. — Они выглядят стильно — можно покрасить под любой интерьер, добавить логотипы компании, и при этом долговечны. Обычные доски со временем впитывают маркер, поверхность становится шероховатой. Со стеклянной доской таких проблем нет. Она даже через много лет имеет первозданный вид. К тому же на ней можно писать любым маркером для маркерных досок.
Сейчас поставки идут по всей России, а также в страны СНГ. Компания Askell обслужила уже более 5 000 клиентов, планирует выйти на европейский рынок.
— Мы ведём переговоры с партнёрами из Дубая, у них есть спрос. Наверное, как и любой предприниматель, я мечтаю захватить мир, — улыбается Андрей.
Заказать маркерную доску можно на сайте компании Askell.
Фото: Антон СМЕТАНИН, архив Андрея КАЛЕТИНА
Видео: Максим БУТУСОВ