E1.RU начинает традиционный цикл итоговых интервью. Мы с экспертами обсудим, что происходило в 2017 году, а также дадим прогнозы на 2018-й. Начнем с анализа авторынка.
Нынешний год стал первым с 2014-го, когда продажи новых машин стали расти. За 11 месяцев они увеличились на 12%. Впрочем, в следующем году ситуация может кардинально измениться. Всё дело в том, что правительство планирует увеличить утилизационный сбор. И в этом случае цены на авто могут взлететь на 15%.
Анатолий Бартенёв руководит и владеет одним из крупнейших екатеринбургских автохолдингов – "Автобаном". Он признаётся, что нынешний кризис был для рынка очень тяжёлым. Один из ярких показателей – уход ряда крупных игроков и пустующие салоны.
– Я бы сказал, что сейчас лучше, чем в 2016 году, – говорит он. – Восстановление рынка идёт. Но до показателей 2012–2013 годов нам ещё очень далеко. Сейчас можно сказать, что нынешний кризис оказался для многих даже тяжелее того, который был в 2008–2009 годах. Если тогда у нас одна группа с рынка ушла, но пришли другие, то сейчас у нас в городе есть даже пустые салоны.
– В среднем по рынку рост 12%. А в Екатеринбурге, по вашим оценкам, он больше или меньше?
– Больше. Урал всегда падал глубже, но и восстанавливается быстрее, чем рынок в целом. Я думаю, что в Свердловской области будет рост в 20%. У нас сейчас рост по группе "Автобан" около 50% (в штуках), но по услугам сервиса лишь 3–4%, запчасти на – 15%.
– Эти показатели лучше или хуже тех, что вы планировали?
– По группе мы идём чуть-чуть с опережением. Локомотив, пожалуй, сейчас – это Kia. Корейцы вообще сделали большой рывок. Также хорошо растёт АвтоВАЗ. Неплохой рост у нас показал Volkswagen.
– Почему, если так всё хорошо, с рынка уходят такие гиганты, как та же "Независимость"?
– Рост сейчас неплохой, но доходность растёт медленнее. Сейчас прямая торговая наценка на большинство марок составляет от нуля до двух процентов. И всё остальное идёт за счёт бонусов: за выполнение плана, за выполнение показателя "тайный клиент" и прочего. Если все бонусы получишь, то выйдет 6–8 процентов. Плюс платят банки за кредиты, деньги за трейд-ин. Автобизнес перестал быть высокомаржинальным делом, как когда-то. Именно поэтому мы видим разорения и банкротства.
– Как вам кажется, "очистка" рынка закончилась, или нас ждут ещё какие-то крупные банкротства и закрытия салонов?
– Сложно сказать. Но мне кажется, что основной этап уже прошёл. Дай бог, чтобы больше не было закрытий.
– У вас есть планы о покупке каких-то из закрытых салонов?
– В 2017 году мы однозначно не планировали увеличивать активы, а планировали развивать те 10 салонов, которые у нас уже есть. На 2018 год у меня пока точно такие же планы.
– В Екатеринбург в этом году зашёл челябинский холдинг "Регинас". Что это событие значит для нашего рынка?
– Я сторонник той точки зрения, что когда чужие заходят, то это всегда для местного рынка плохо. В любой сфере. Получается, что часть прибыли будет из области уходить. Нам, конечно, пока судить тяжело о том, что они будут делать. Я помню, когда сюда заходили москвичи, то мы очень были встревожены, поскольку у них были деньги. Но, как показала работа, зверь получился не таким страшным, как был.
– Много лет говорят о том, что для дилеров важен трейд-ин. Какой процент новых машин сейчас покупается по этой схеме?
– Зависит от марки – от 30 до 50%. Мы этим вопросом очень активно занимаемся с 2015 года. И каждый год продажи подержанных авто у нас растут минимум на 50%, а в этом ждём 60–65%. Для понимания, в этом году группа реализует 8700 авто, из которых 2600 – подержанные. Получается, что на б/у приходится примерно треть.
– Я правильно понимаю, что на продаже подержанного авто вы зарабатываете даже больше, чем на новом?
– Да, на одну машину несколько больше. Но самое главное, что эти деньги мы получаем сразу. Бонусы же от некоторых производителей приходят в течение полугода. То есть мы сегодня продали машину, а все причитающиеся нам деньги мы получим к середине следующего года. Но с вторичкой работать сложнее. Именно поэтому ими занимаются более квалифицированные менеджеры. И зарабатывают они побольше.
– Уже объявлено, что в следующем году увеличится утилизационный сбор. На сколько вырастут цены на авто?
– Я честно вам скажу, что не могу ответить на этот вопрос. Нам импортёры пока такой информации не давали. Обычно это происходит накануне изменений. В СМИ были прогнозы, что цены могут вырасти на 15–17%. Я считаю, что это приведёт к обвалу продаж. Люди только-только привыкли к ценам, которые взлетели после падения рубля. И сейчас придётся вновь привыкать.
Многое будет зависеть ещё от программ господдержки. В этом году давали скидку на первое и семейное авто. Они пользовались спросом: у нас продажи в кредит благодаря этим программам на 20–25% выросли. Как только их прекратили, показатели откатились на прежний уровень.
– Вы какого роста ждёте в 2018 году?
– Импортёры ориентируют нас на 10–15%.
– Вы верите в электрокары?
– Верю. Все же понимают, что когда-то нефть закончится. Электричество же – это возобновляемый источник энергии.
– В этом году в России продали 926 электрокаров. Вы планируете как-то развивать это направление?
– Пока чётких планов нет. Конечно, есть хороший автомобиль Tesla, но он пока из-за цены не для нашего региона.
– Когда в Свердловской области появится салон по продаже электрокаров?
– Думаю, что лет через пять. Мы видим, что мощные производители, такие как Toyota, Volkswagen, будут развивать это направление. Конечно, бум электрокаров случится позднее, чем в Европе, но в любом случае это будет.
– Когда уже машины можно будет покупать через интернет?
– Мы к этому планомерно идём и готовимся. В Москве уже есть такие примеры. Думаю, что мы в 2018 году тоже запустим продажи в интернете. Есть ряд вопросов с комиссиями банков. Для них совершенно нет разницы, что именно продаёт клиент – пирожки или машины. Это неправильно.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU
Инфографика: Пётр ГИНДИН / E1.RU