Бизнес обзор Анатолий Бартенёв, "Автобан": "Как только вырастет утилизационный сбор, продажи опять рухнут на дно"

Анатолий Бартенёв, "Автобан": "Как только вырастет утилизационный сбор, продажи опять рухнут на дно"

Подводим итоги года на авторынке Екатеринбурга.

Анатолий Бартенёв рассказал, почему автобизнес перестал быть сверхприбыльным

E1.RU начинает традиционный цикл итоговых интервью. Мы с экспертами обсудим, что происходило в 2017 году, а также дадим прогнозы на 2018-й. Начнем с анализа авторынка.

Нынешний год стал первым с 2014-го, когда продажи новых машин стали расти. За 11 месяцев они увеличились на 12%. Впрочем, в следующем году ситуация может кардинально измениться. Всё дело в том, что правительство планирует увеличить утилизационный сбор. И в этом случае цены на авто могут взлететь на 15%.

Анатолий Бартенёв руководит и владеет одним из крупнейших екатеринбургских автохолдингов – "Автобаном". Он признаётся, что нынешний кризис был для рынка очень тяжёлым. Один из ярких показателей – уход ряда крупных игроков и пустующие салоны.

– Я бы сказал, что сейчас лучше, чем в 2016 году, – говорит он. – Восстановление рынка идёт. Но до показателей 2012–2013 годов нам ещё очень далеко. Сейчас можно сказать, что нынешний кризис оказался для многих даже тяжелее того, который был в 2008–2009 годах. Если тогда у нас одна группа с рынка ушла, но пришли другие, то сейчас у нас в городе есть даже пустые салоны.

– В среднем по рынку рост 12%. А в Екатеринбурге, по вашим оценкам, он больше или меньше?

– Больше. Урал всегда падал глубже, но и восстанавливается быстрее, чем рынок в целом. Я думаю, что в Свердловской области будет рост в 20%. У нас сейчас рост по группе "Автобан" около 50% (в штуках), но по услугам сервиса лишь 3–4%, запчасти на – 15%.

В Екатеринбурге самые популярные – два корейских бренда

– Эти показатели лучше или хуже тех, что вы планировали?

– По группе мы идём чуть-чуть с опережением. Локомотив, пожалуй, сейчас – это Kia. Корейцы вообще сделали большой рывок. Также хорошо растёт АвтоВАЗ. Неплохой рост у нас показал Volkswagen.

– Почему, если так всё хорошо, с рынка уходят такие гиганты, как та же "Независимость"?

– Рост сейчас неплохой, но доходность растёт медленнее. Сейчас прямая торговая наценка на большинство марок составляет от нуля до двух процентов. И всё остальное идёт за счёт бонусов: за выполнение плана, за выполнение показателя "тайный клиент" и прочего. Если все бонусы получишь, то выйдет 6–8 процентов. Плюс платят банки за кредиты, деньги за трейд-ин. Автобизнес перестал быть высокомаржинальным делом, как когда-то. Именно поэтому мы видим разорения и банкротства.

– Как вам кажется, "очистка" рынка закончилась, или нас ждут ещё какие-то крупные банкротства и закрытия салонов?

– Сложно сказать. Но мне кажется, что основной этап уже прошёл. Дай бог, чтобы больше не было закрытий.

Новые салоны "Автобан" пока открывать или покупать не планирует. Не лучшее время

– У вас есть планы о покупке каких-то из закрытых салонов?

– В 2017 году мы однозначно не планировали увеличивать активы, а планировали развивать те 10 салонов, которые у нас уже есть. На 2018 год у меня пока точно такие же планы.

– В Екатеринбург в этом году зашёл челябинский холдинг "Регинас". Что это событие значит для нашего рынка?

– Я сторонник той точки зрения, что когда чужие заходят, то это всегда для местного рынка плохо. В любой сфере. Получается, что часть прибыли будет из области уходить. Нам, конечно, пока судить тяжело о том, что они будут делать. Я помню, когда сюда заходили москвичи, то мы очень были встревожены, поскольку у них были деньги. Но, как показала работа, зверь получился не таким страшным, как был.

Более других впечатляют показатели Kia, продажи которой выросли на 24%

– Много лет говорят о том, что для дилеров важен трейд-ин. Какой процент новых машин сейчас покупается по этой схеме?

– Зависит от марки – от 30 до 50%. Мы этим вопросом очень активно занимаемся с 2015 года. И каждый год продажи подержанных авто у нас растут минимум на 50%, а в этом ждём 60–65%. Для понимания, в этом году группа реализует 8700 авто, из которых 2600 – подержанные. Получается, что на б/у приходится примерно треть.

– Я правильно понимаю, что на продаже подержанного авто вы зарабатываете даже больше, чем на новом?

– Да, на одну машину несколько больше. Но самое главное, что эти деньги мы получаем сразу. Бонусы же от некоторых производителей приходят в течение полугода. То есть мы сегодня продали машину, а все причитающиеся нам деньги мы получим к середине следующего года. Но с вторичкой работать сложнее. Именно поэтому ими занимаются более квалифицированные менеджеры. И зарабатывают они побольше.

Все крупные дилеры активно развивают продажи подержанных авто

– Уже объявлено, что в следующем году увеличится утилизационный сбор. На сколько вырастут цены на авто?

– Я честно вам скажу, что не могу ответить на этот вопрос. Нам импортёры пока такой информации не давали. Обычно это происходит накануне изменений. В СМИ были прогнозы, что цены могут вырасти на 15–17%. Я считаю, что это приведёт к обвалу продаж. Люди только-только привыкли к ценам, которые взлетели после падения рубля. И сейчас придётся вновь привыкать.

Многое будет зависеть ещё от программ господдержки. В этом году давали скидку на первое и семейное авто. Они пользовались спросом: у нас продажи в кредит благодаря этим программам на 20–25% выросли. Как только их прекратили, показатели откатились на прежний уровень.

– Вы какого роста ждёте в 2018 году?

– Импортёры ориентируют нас на 10–15%.

– Вы верите в электрокары?

– Верю. Все же понимают, что когда-то нефть закончится. Электричество же – это возобновляемый источник энергии.

– В этом году в России продали 926 электрокаров. Вы планируете как-то развивать это направление?

– Пока чётких планов нет. Конечно, есть хороший автомобиль Tesla, но он пока из-за цены не для нашего региона.

Пока нельзя купить машины без визита в салон. Одна из причин – высокие банковские комиссии

– Когда в Свердловской области появится салон по продаже электрокаров?

– Думаю, что лет через пять. Мы видим, что мощные производители, такие как Toyota, Volkswagen, будут развивать это направление. Конечно, бум электрокаров случится позднее, чем в Европе, но в любом случае это будет.

– Когда уже машины можно будет покупать через интернет?

– Мы к этому планомерно идём и готовимся. В Москве уже есть такие примеры. Думаю, что мы в 2018 году тоже запустим продажи в интернете. Есть ряд вопросов с комиссиями банков. Для них совершенно нет разницы, что именно продаёт клиент – пирожки или машины. Это неправильно.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU

Инфографика: Пётр ГИНДИН / E1.RU

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Отложите покупки и ссоры: астролог из Екатеринбурга назвала самые плохие дни ноября и декабря
Мария Кучма
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Нам говорят: вы плохо учите». Что не так с образованием детей мигрантов в российских школах
Екатерина Кириченко
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления