Когда вы стоите в начале своего бизнес-пути, то перед вами достаточно возможностей: но куда податься? С чего начать? А если уже есть бизнес, но он не устраивает? Что с ним делать? Продать? Преобразовать? Как? Ответы дал представитель феномена молодых предпринимателей-миллионеров Леонид Тропин, который к своим 28 годам успел организовать дело в 17 разных нишах: йога-студия, женские фитнес-центры, более 60 авторских йога-туров, в том числе большой релакс-йога-тур "Шанти" на Бали. Сегодня Леонид сам обучает организаторов туров и даёт конкретные советы по запуску бизнеса.
– У какого вашего бизнеса сегодня приоритет?
– У туров и онлайн-обучения. За 9 лет, что я в бизнесе, мне довелось попробовать себя в разной деятельности: начинал я с концертного агентства, потом были СТО, перепродажа машин. Я зарабатывал на разнице между покупкой и продажей. Банальная модель, к тому же съедает много времени и денег.
– Поэтому вы перешли к йога-центру?
– Для продолжительной и качественной работы нужно любить то, на чём зарабатываешь. Я, например, всегда любил путешествия, но не знал, как их связать с большим доходом, плюс я учился у мастодонтов бизнеса, которые и навязали мне представление о бизнесменах как о серьёзных дяденьках, которые вечно заняты. Только я не принял в расчёт, что время уже поменялось. Поэтому у меня сначала всё шло со скрипом и через большие усилия, а я думал, что это норма. Поэтому когда пришел к йоге, то был уверен – это просто перезагрузка, а оказалось – начало другого бизнеса.
– Чем отличается ваш сегодняшний бизнес от концертного агентства или продажи автомобилей?
– В первую очередь, моделью. После того как йога и ЗОЖ вошли в мою жизнь, я запустил 2 проекта: йога-центр "Крыша мира" и сеть женских фитнес-центров "Второе дыхание". С первым я, правда, намучился, когда решил сделать из маленькой студии большой комплекс. Это был мой последний опыт сотрудничества со сложным бизнесом, больше я так не глупил.
– Что значит "сложный бизнес"?
– Для расширения йога-студии я нашёл инвесторов, влил большое количество денег в ремонт, на содержание помещения, штата сотрудников, а окупиться смог только через 1,5 года. Понятное дело, что всё это время я постоянно пахал, нервничал. Дошло до того, что я перестал заниматься йогой.
– Это сложная модель. Значит, есть и простая?
– После неудачного опыта с "Крышей мира", я пообещал себе никогда больше так не вляпываться. Вспомнил об авторских турах, я пробовал их запускать ещё на базе йога-центра, примерно 4,5 года назад. Тогда мы съездили на 2 дня в Шерегеш. Тур прекрасно зашёл: я заработал 50 тысяч рублей чистыми за уикенд. Ещё о турах выходного дня на сайте.
– В чём особенность так называемой простой модели бизнеса на примере авторских туров?
– Во-первых, начальный капитал – это 5–10 тысяч рублей на рекламу. Для первого запуска я сам делал сайт. Во-вторых, если вы не вкладываете миллионы, то и риски у вас автоматически снижаются. В-третьих, нет никакой мудреной структуры управления. Например, в моих "Шанти-турах" на Бали, которые приносят мне 200+ тысяч рублей в месяц, работают только 2 человека. Все плюсы простой структуры авторских туров на сайте.
– Какое соотношение в таком бизнесе свободного времени и денег?
– Мой доход в месяц примерно 700 тысяч рублей. Сейчас в Москве готовлюсь к воплощению давней мечты: я еду в кругосветное путешествие.
– А как же бизнес?
– Авторские туры – это очень удобная модель. Если кратко, то, с одной стороны, они требуют большой продуманности в самом начале: тема, место, удобный сайт, первый прокат и шлифовка. Но, как только вы организовали хотя бы 4 тура, вы работаете по стабильной схеме. Главное – постоянно следить за привлечением новых клиентов.
– То есть у вас достаточно времени для кругосветного путешествия, запуска туров и обучения других организаторов?
– Да, но дело не во мне, а в системе авторских путешествий. Я выпустил уже третий поток учеников: все они создают свои туры, путешествуют и зарабатывают от 150 тысяч в месяц, так что научиться этому может любой. Больше кейсов моих учеников на сайте. В авторских турах нет потолка развития.
– Вы берёте в партнёры своих же учеников?
– Конечно. Авторские туры – это новшество на туристическом рынке, который просто, как мусором, завален скучными пакетными турами в Египет или Таиланд. Поэтому я активно делюсь опытом, ращу себе партнёров, чтобы делать глобальный бизнес вместе.
– Почему конкуренции нет?
– Есть единицы, раскиданные по стране. Многие просто не знают, как прийти в этот бизнес, об этом мало где расскажут. Я едва ли не первый организатор, который решил систематизировать все свои мысли и опыт, чтобы учить других.
– Каким образом читатели могут получить ваши советы по специфике бизнеса и по самой кухне авторских туров?
– На этой неделе как раз буду проводить вебинар, записаться на него можно через сообщения на сайте, либо оставив "+" в сообщениях.