Как превратить умирающую уральскую деревню в туристическую диковинку? Ответ на этот вопрос знает Гузель Санжапова. О ней мы вам уже рассказывали: в деревне Малый Турыш, что находится в 200 км от Екатеринбурга, девушка наладила изготовление сладких ложечек, леденцов и крем-мёда с ягодами и травами.
Сейчас Гузель строит в Малом Турыше карамельную фабрику, где могли бы работать местные бабушки. Однако это не единственный её дерзкий проект. Есть куда более амбициозные планы, например, сделать Малый Турыш центром притяжения туристов на Урале. Да-да, и это не шутка! Чем Гузель собирается заманивать туристов – читайте в нашем репортаже.
– Люди в деревнях, как правило, настраиваются на то, чтобы здесь умереть, – объясняет Гузель. – Мне было интересно, насколько можно их развернуть в другую сторону, чтобы они поняли, что мы живём, а не доживаем. И когда ты начинаешь видеть в глазах этих людей изменения – это торкает. Бабушки ходят на работу, у кого-то появилась стиральная машина, новые окна, они начинают потихонечку нести ответственность за свою территорию. И это гораздо важнее, чем деньги. Может, это выглядит очень пафосно, но я говорю как есть.
В первую минуту знакомства Гузель поражает своей простотой и открытостью. Она проводит нам небольшую экскурсию и показывает, что уже удалось изменить в деревне.
– В этом году к нам приезжали волонтёры из Нижегородской службы добровольцев – мальчик Джи из Свазиленда, Кристина из Эквадора, мальчик Хайс из Нидерландов, Лена из Ижевска, Лена из Кирова и ещё Оля с Юлей из Нижнего Новгорода. Они помогали делать альпийскую горку вокруг детской площадки, которую мы установили в прошлом году на деньги спонсоров, – рассказывает нам Гузель.
В этом году в деревне появились ещё три новинки: беседка, оборудованная скважина с питьевой водой и контейнерная площадка для мусора. Всё это Гузель сделала на деньги президентского гранта – 3 миллиона рублей. Часть средств также ушла на то, чтобы принять волонтёров.
– У нас в деревне остро стояла проблема вывоза отходов, – вспоминает Гузель. – Не было даже элементарных площадок ТБО. В деревне были отдельные люди, которые вываливали мусор на задки в поле, и стучать по шапке было бесполезно. Я пришла в администрацию и сказала: "Слушайте, мужики, если вы не решите эту проблему – значит, будем искать спонсоров и пути решения из Москвы". Я уехала, а потом приезжаю, смотрю – в деревне появились два мусорных бака. А теперь мы сделали и сами площадки.
Доходим до заброшенного сельского клуба. Здание находится в плачевном состоянии: в потолке красуется дыра, выбиты двери, а внутри кусками отваливается штукатурка. Но даже это не пугает отважную девушку.
– Есть долбанутая идея. У меня просто собирается много друзей из разных городов, и я думаю, что мы это всё вычистим, поставим дверь, припрём теплопушки и сделаем для бабушек концерт. Представляешь, как будет классно? Это то, что я хочу сделать уже на этот Новый год, – делится Гузель. – Бабушки идею поддержали, и сейчас мы готовим конкурс самодеятельности: столичные ребята против наших бабушек.
Прямо за сельским клубом расстилается поле. Именно там по планам и должна расположиться карамельная фабрика. Сейчас Гузель ждёт, когда ей выделят землю.
– По земле мы вопросы все решили, – рассказывает подоспевший к нашему приезду заместитель главы МО "Красноуфимский округ" по общим вопросам Евгений Шандыбин. – Выделили все необходимые участки, и 27 октября на думе решение будет принято. Мы всячески оказываем содействие. Администрация идёт навстречу Гузель, и мы очень часто проводим рабочие встречи. Вообще сама идея нам очень нравится, вы сами видите – происходит развитие территории. Гузель показала всем, что при желании возможно всё.
Строительство новой фабрики Гузель оценивает в 30 миллионов рублей. На производстве будет около 20 рабочих мест.
– Сначала мы планировали, что фабрика разместится на 200 квадратных метрах, но сейчас поняли, что нам нужно гораздо больше – 1200 квадратных метров. Ту площадку, которая у нас есть сейчас, мы строили постепенно. Страшно вкладывать деньги, когда не знаешь, пойдёт в гору твой проект или нет. И каждый раз, когда мы достраивали новый цех, мы понимали, что нам опять тесно и нужно строить ещё один. Поэтому мы сразу решили строиться масштабно.
По задумке автора проекта, фабрика расположится в двухэтажном здании. На первом этаже будет производство, а на втором – конференц-зал, ресторан и номера, в которых могли бы остановиться туристы, в том числе люди с ограниченными возможностями. На карамельную фабрику Гузель хочет водить экскурсии.
– Я попросила заложить в проект стеклянные коридоры, чтобы любой желающий мог прийти и посмотреть, как идёт работа на фабрике, при этом не вмешиваясь в процесс, – делится с нами Гузель.
Проектом фабрики, который обойдётся как минимум в 2 миллиона рублей, Гузель готова поделиться бесплатно.
– Мы проектируем универсальное здание, поэтому если ты хочешь свою сыроварню или свой отель – ты можешь взять наш проект и сразу строить. Проектная документация будет открыта. Например, по нашему проекту планируют построить реабилитационный центр на Куршской косе, – говорит Гузель.
После прогулки Гузель приглашает на чай. При входе в дом нас встречает нарядная бабушка Хамайра – лицо Cocco bello.
– Я в деревне самая старшая. Старше меня здесь никого нет. Моих ровесников 1932 года было 9 человек, а теперь я одна осталась, – с грустью в голосе рассказывает бабушка.
Глядя в окно, бабушка продолжает вспоминать, как хорошо жила деревня, когда был колхоз.
– Как думаете, у Гузель получится поднять деревню? – спрашиваем у бабушки Хамайры.
– Не знаю, не могу сказать. Но я бы хотела, чтобы всё получилось, всё-таки родное место.
Здесь же находятся и сами цеха по производству леденцов и мёда. На производстве трудятся 7 работниц. Сегодня они делают срочный заказ – вишнёвые леденцы, которые уже через пару дней Гузель повезёт в Москву.
За чаем Гузель делится планами по развитию туристической составляющей района:
– В июле сюда приезжали туристы из Бельгии и Франции. К нам их отправили наши партнёры – компания ExploRussia, которая возит иностранцев в нестандартные места по России, например, на Камчатку или по Транссибу. В планах – сделать одной из таких точек и нашу фабрику. Мы сейчас как раз ведём переговоры. Потолка развития территории как такового нет. Поэтому туризм будет одной из составляющих, которую мы будем развивать.
По словам Гузели, в Красноуфимском районе есть чем заманить туристов, и это не только красивая природа. Классными туристическими объектами, по её мнению, могут стать красивый железнодорожный виадук или старый аэропорт Красноуфимска. Вопрос развития туристического потенциала района Гузель сейчас прорабатывает с местными чиновниками.
– На первый взгляд проекты Гузель кажутся невыполнимыми. Но вы видите, она наполнена такой энергией, что ей всё по плечу, и мы готовы ей помогать во всех начинаниях. У неё есть не только желание и идеи, у неё есть чёткий план, как это реализовать. Я думаю, у неё всё получится, – добавляет замглавы района Евгений Шандыбин.
Старожилы Малого Турыша рассказывают, что под деревней есть пещера длиной в 5 километров. Один из возможных входов в пещеру Гузель решила нам показать. Надеваем резиновые сапоги и идём в поле. Через 500 метров поле кончается, и мы подходим к небольшому скалистому уступу.
– Я предполагаю, что здесь раньше был вход в пещеру, но его по какой-то причине завалили. Там внутри есть воздух, и я бы очень хотела найти спелеологов, которые бы занялись изучением этой пещеры. Быть может, наша пещера не хуже Кунгурской, а это ещё один толчок для развития туризма, – говорит Гузель.