Мы продолжаем рассказывать истории екатеринбурженок, умудрившихся в декрете открыть своё дело и заработать на этом. E1.RU начал проект о таких мамах, чтобы подать вдохновляющий пример тем, кто никак не может справиться с послеродовой депрессией или, наоборот, не знает, куда деть свою энергию.
Сегодняшняя история о 30-летней Ксении Клыпиной. Когда её дочери исполнился годик, она вместе с сестрой и подругой стала делать керамическую плитку ручной работы и сейчас продаёт её почти по всей России — от Екатеринбурга до Сочи.
— Ещё до декрета мне хотелось заниматься каким-то делом, чтобы что-то делать руками, тем, что можно потрогать, посмотреть. Раньше я работала в оптовой компании, занималась перепродажами, это приносит деньги, но всё равно было какое-то ощущение бесполезности. Дочке было полтора года, мы собрались на кухне у меня дома с сестрой и подругой и стали думать, что надо открывать какое-то своё дело, и решили делать керамическую плитку, — рассказывает Ксения.
По её словам, эта идея просто свалилась на них с потолка.
— Было примерно так: «А давай делать керамику». — «А давай!» Мы сразу хотели делать плитку. Хотя самым первым нашим опытом были кольца для салфеток. Попробовали с такой глиной, но поняли, что для плитки нужна совсем другая. В итоге оказалось, что материалов в Екатеринбурге для керамистов нет совсем. Есть глина волжская, но она подходит только для изготовления глиняной посуды. Пока мы нашли подходящую, перепробовали 7 или 8 разных масс, — вспоминает девушка.
Они искали разных технологов, пытались узнать рецептуру, но проверенного решения никто не предлагал.
— Мы общались с технологами Арха, с технологами из разных компаний, искали профильных специалистов. Мы думали, что найдём технолога, заплатим ему денег, нам скажут «делайте так, так и так» и всё. Но нет, не получилось. В керамике нет рецепта, можно только экспериментировать, — рассказывает сестра Ксении Елена.
За полтора года, пока они ставили разные эксперименты с глиной, арендовали сначала одно помещение, потом другое, девушки вложили в своё дело около 150 тысяч рублей.
— На самом деле начинали мы вообще без денег. Мы как раз тот вариант, когда вначале нет ничего, кроме идеи. Постепенно вкладывали, самым дорогим вложением была покупка печи. Только сейчас мы выходим в «ноль», — рассказывает Ксения Клыпина.
За это время в их команде было много моментов, когда хотелось всё бросить.
— Сейчас есть тренд ручного производства — сделано руками, как круто! Но есть риск, что кроме любви в этом ни черта нет. Сделают непонятно какое пирожное, зато с любовью, и продают в три раза дороже. Очень страшно было скатиться вот в это, мы долго работали над качеством, чтобы ничего не трескалось, не было кривым. Здорово, что нас трое. Было много моментов, когда казалось, всё, я больше не могу. Я два раза приходила в мастерскую и говорила, что всё, если через два месяца не достигаем этого результата, то всё, закрываемся. Через два месяца мы не достигали, но всё равно не бросали. Даже когда у двух человек опускаются руки, третья убеждает не сдаваться. Синхронно кризис к троим не приходил, к счастью, — рассказывает сестра Ксении.
Первые продажи начались примерно через год после того, как они открыли своё дело, и это была не плитка, а новогодние сувениры — ангелы.
— Тогда тоже был переломный момент, когда ничего не получалось. Делали ещё раз — не получалось, делали снова — не получалось. К новому году мы сделали ангелов, это был первый продукт, который реально получился — был клёвым, красивым, мы продали их на ярмарке. И тогда как-то мы сдвинулись с мёртвой точки, что-то начало получаться. Мы долго учились и сейчас начали продавать, — вспоминают девушки.
До того как купили свою печь, они долго пользовались чужими — делали формы, потом везли на обжиг.
— Но сложность была в том, что не контролируешь процесс. А процесс обжига — один из ключевых моментов, если недожжёшь — будет брак, если пережжёшь — будет брак. Контролировать процесс можно только со своей печью, — рассказывает Ксения.
Сейчас они производят небольшие объёмы, размеры печи позволяют выпускать до 10 квадратных метров плитки в месяц, но пока, говорит Ксения, это покрывает спрос.
По её словам, в России рынок плитки ручной работы занимает всего 2%, а в США, например, 30% рынка.
— Конечно, мы смотрели за студиями в США и сейчас смотрим, хочется, чтобы этот рынок развивался у нас. Спрос есть. В основном покупатели заказывают не здесь, а в Великобритании, Испании. Но мы можем делать лучше, красивее, быстрее и дешевле, реализовать всю задумку. Сейчас наш средний ценник — 13 тысяч за квадратный метр. Если сравнивать с фабричной плиткой, это очень дорого, но это полностью ручная работа, а она всегда дороже. Если плитка расписана вручную, то она будет стоить от 600 рублей за штуку, — объясняет она.
В основном их клиенты — дизайнеры, к которым обращаются семейные пары.
— Это не такая история, когда приходишь в магазин, видишь эту плитку и всё — хочу себе такую. Обычно дизайнер придумывает проект, видит нашу плитку и включает её в проект. Дальше уже согласовывают с заказчиком, — рассказывает девушка.
Если вы или ваши знакомые тоже открыли своё дело в декрете, смогли на этом заработать и хотите поделиться своей историей, то пишите нам на почту news@corp.e1.ru с пометкой «Бизнес в декрете».