Уже больше двух лет мы рассказываем истории людей, которые рискнули открыть собственное дело. У каждого из наших героев горели глаза, были большие планы и первые успехи, когда мы общались с ними. Как правило, при старте любого дела оптимизма всегда хватает. Но потом планы расходятся с реальностью, прибыль оказывается меньше, чем хотелось бы, и дело приходится закрывать.
Мы решили пообщаться с некоторыми из героев нашей рубрики «Маленький, но гордый бизнес», чтобы узнать, как у них обстоят дела, с какими трудностями они столкнулись и как планируют развивать своё дело.
Кстати, мы продолжаем искать тех, кто открыл свой небольшой интересный бизнес — пишите на почту s.panin@corp.e1.ru.
Создатель кожевенной мастерской Артём Баталов: «Ищу отдельное помещение для производства»
В начале апреля мы рассказывали историю екатеринбуржца Артёма Баталова, который ушёл с насиженного места в крупной компании, и открыл небольшую ремесленную мастерскую. Сейчас в гараже на окраине Юго-Запада он своими руками шьёт кошельки, сумки и другие изделия из кожи.
Артём очень позитивный человек, а потому я нисколько не удивился его ответу на вопрос о том, как развивается его небольшой бизнес.
— Да всё круто! Пока всё в гору идёт. Обороты за эти три месяца очень сильно увеличились — раза в два точно. Был период, когда я один перестал справляться с потоком, а потому часть заказов стал отдавать напарнику. Но финальную доводку изделия всегда делал и делаю сам, — рассказал Артём.
По его словам, он сейчас думает о том, чтобы переехать в другое, более просторное, место.
— Сейчас ищу подходящее помещение, чтобы там и мастерскую можно было разместить, и небольшую точку по продаже готовых изделий. Плюс к тому купил домен, чтобы сделать свой сайт, но времени катастрофически не хватает, — описал задумку Артём.
Три месяца назад, когда мы общались, он шил одну из первых сумок. И, как показало время, эта тема взлетела — сейчас таких заказов всё больше. К тому же появились корпоративные клиенты — сейчас Артём делает 600 (!) кожаных брелоков для одного из застройщиков, который решил сделать такой презент покупателям квартир в новом жилом комплексе.
— Стараюсь как-то развиваться, осваивать какие-то новые технологии. Например, стал покрывать кошельки итальянской химией. Очень круто смотрится. Ещё купил вот краскопульт для нанесения краски на кожу. Думаю о приобретении лазера, но пока для моих объёмов дороговато, — поделился планами Артём.
Сейчас у него 45–50 заказов в месяц. Около половины клиентов приносит Instagram, треть — «сарафанное радио», а остальное — группа «ВКонтакте».
— Пока ни разу не пожалел о том, что ушёл и занялся своим делом, — резюмировал Артём.
Юрист Светлана Корабель, которая занялась производством сыра: «Временами мне хотелось всё бросить и закрыть ферму»
Два года назад мы рассказывали историю юриста Светланы Корабель, которая вложила накопленные на Porsche Cayenne деньги в небольшую ферму в 130 километрах от Екатеринбурга. Ферму помогали развивать её давняя подруга с мужем.
— Но в какой-то момент они решили, что хотят вернуться в город. К тому же производство развивалось не так быстро, как им, наверное, хотелось. Они ожидали, что сразу раз — и бизнес станет прибыльным, — вспоминает Светлана.
Найти нового управляющего было очень непросто. Подходящего удалось найти в Калуге, откуда бывший фермер согласился переехать на Урал.
— Сначала всё было нормально, но в какой-то момент стал лениться, качество его работы резко снизилось. В этот момент я подумала, что всё, придётся закругляться. Дело было в марте этого года, но всё-таки решила продолжать. Я поменяла концепцию и нашла работников прямо в деревне, — пояснила Светлана.
На ферме трудятся два человека — сыровар и управляющая. Летом приходится нанимать ещё людей на временной основе. В месяц получается делать от 30 до 40 килограммов сыра.
— Мы отработали несколько видов: шевре и фета в масле из мягких свежих сыров. Также делаем один вид твёрдого сыра по рецепту каччота и назвали его собственным именем «Козик». Это полутвёрдый сыр сроком созревания 10–14 дней. Главное, что удалось добиться стабильного качества — сыр всегда одинаковый, — рассказала Светлана.
Понятное дело, что такими объёмами окупать ферму не получается. Для этого надо выпускать как минимум 100 килограммов сыра. К тому же продолжается стройка. В свою ферму Светлана ежемесячно вкладывает по 200 тысяч рублей. По её расчётам, к лету следующего года ферма начнёт сама себя окупать.
При этом всю продукцию скупают постоянные клиенты, а также туристы, которые приезжают на экскурсию: Светлана устраивает им мастер-класс по дойке, катает на тракторе и кормит обедом.
— Эти люди узнают о ферме через знакомых в Facebook. Мастер-класс по дойке даже у мужчин вызывает какие-то нереальные эмоции. Мне нравится делиться своей радостью от общения с козами с другими. Для меня это определённая подзарядка, потому что ты видишь, что то, чем занимаешься ты, нравится ещё кому-то. Некоторые уже по три раза приезжали на ферму, — отмечает Светлана.
Мастер, делающий дорогущие кухонные доски, Михаил Зернин: «Ищу инвестора для открытия нового цеха»
Текст про Михаила Зернина, который был успешным бизнес-тренером, а теперь делает дорогущие и очень крутые разделочные доски, самый популярный за всё время, пока существует рубрика. На данный момент у него 90 тысяч просмотров.
— В первые четыре месяца после публикации на E1.RU я из столярки не вылезал. Было тяжело справляться с таким количеством заказов. Мне даже пришлось выстроить очередь из заказчиков, чтобы выполнить свои обязательства. В первый месяц где-то 50 досок сделал, а получил порядка 100 заказов, — описывает происходившее в январе-феврале Михаил Зернин.
Сейчас, конечно, ажиотаж несколько спал. Но всё равно если раньше Михаил делал 10–15 досок в месяц, то теперь 25–30, а иногда и 40 штук. Таким образом, за короткое время бизнес вырос в два раза.
Обращаю внимание, что голос у Михаила какой-то грустный, но нет — просто устал. Оказалось, что впервые один клиент заказал партию из 50 досок, которые Михаил последние две недели не вылезая из мастерской и делает.
— Никакого разочарования в деле нет. Хочу двигаться дальше, так как мне это всё интересно. Совершенно не хочу возвращаться в бизнес-тренеры. Мы с коворкингом запустили курс по изготовлению торцевых досок. Сейчас набираем первую партию. Это достаточно дорогое удовольствие — 8900 рублей за три дня. Посмотрим, что получится, — отмечает он.
Впрочем, из того самого коворкинга бизнес Михаила, похоже, вырос. Народа в мастерской всё больше, а потому иногда приходится стоять в очереди, чтобы поработать на станке. Так что Михаил думает организовать свою столярку. Минимальная сумма, которая на это необходима, 800 тысяч рублей, но оптимальный вариант стоит 1,6–1,7 миллиона рублей. Такое оборудование позволит выпускать по 300–500 досок в месяц.
— Знакомые часто спрашивают меня про рутину. Но в столярном деле мне есть куда расти, и мне совершенно не надоело. Так что ищу инвесторов, — завершил беседу Михаил.
Продавец старого винила Виталий Листраткин: «Научился покупать пластинки на треть дешевле, чем раньше»
Для бизнесмена из Первоуральска Виталия Листраткина интернет-магазин по продаже старых пластинок далеко не главное дело. Всё-таки основной доход ему приносит оператор связи «Интерра» (недавно, кстати, он вышел на екатеринбургский рынок). Но всё равно вот уже три года он продолжает углубляться в тему пластинок.
— Хороший же бизнес, — со свойственным ему оптимизмом начал беседу Виталий. — Пусть оборот за последний год и не изменился, но зато мы смогли увеличить маржу. Я очень сильно углубился в тему аукционов, набил руку. В итоге удалось примерно на 30% снизить закупочные цены, — пояснил он.
По его словам, правильнее говорить, что он не покупает пластинки, а добывает. Сейчас в наличии около 7000 штук.
— Ты никогда не знаешь, сколько у тебя будет продаваться та или иная пластинка. Бывает, что какой-то исполнитель год лежит, а потом вдруг появляется коллекционер и всё скупает. У нас образовался более или менее постоянный круг клиентов — на сайте сейчас зарегистрированы 2000 человек, — описал ситуацию Виталий.
В некоторые месяцы оборот достигает 700 тысяч рублей. При этом в интернет-магазине представлены не только пластинки, но также книги и старая техника. Виталий хочет расширить ассортимент за счёт изделий, которые делают мастера. К примеру, те же доски от Михаила Зернина.
Вообще отношение Виталия к бизнесу лично мне импонирует.
— Любой бизнес вырастает из какого-то фана. Мы постоянно с интернет-магазином экспериментируем, вводим новые направления. И какое-то из них наверняка выстрелит. Я точно это знаю, — сказал Виталий.
Бизнесмены-кузнецы Ильдар Аблиев и Алексей Синцов: в три раза увеличили штат работников
Два года назад у бизнесменов-кузнецов Ильдара Аблиева и его партнёра Алексея Синцова в их кузне трудились 8 человек, а площадь цеха была 250 метров.
— Теперь у нас штат 25 работников и площадь 600 «квадратов». К тому же мы перебрались в настоящие цеха бывшего завода игрушек «Радуга». У нас очередь из заказов на топоры, тесаки и прочие кованые инструменты — более двух месяцев. Мы уже стали отгружать партиями — и простые рабочие топоры, и дорогие подарочные, — отмечает Ильдар Аблиев.
Столярка сейчас занята выпуском двух гарнитуров — один в индустриально-готическом стиле, другой в стиле «Прованс», а также есть несколько одиночных заказов на столы, кресло и другую мебель. Кожевенное направление из чисто вспомогательного превратилось в полноценный цех по пошиву чехлов, ножен, кошельков, ключниц и прочих аксессуаров.
— Но пока так и не получилось осуществить наш прежний замысел — проводить мастер-классы и рассказывать людям о ремеслах: на это попросту не остаётся времени и сил, хотя от этих планов мы не отказываемся. Вообще, свободного времени стало ничтожно мало. Сейчас понимаем, что надо уделять больше внимания долгосрочному планированию, управлению временем в целом, — сетует Алексей Синцов.
Он признаётся, что многие вопросы приходится решать с колёс: расширять цех или нет, нанять слесаря или логиста, так далее.
— С кадрами тоже приходится действовать методом проб и ошибок. В основном, проблема в том, что многие вкладывают больше романтики в наше занятие, чем есть на самом деле. Каждый день приходится серьёзно работать часов по 10–12. Выполнить срочный заказ быстро, а на следующий день снова выйти на работу, — говорит Алексей Синцов.
По его словам, сейчас в работе около 70 заказов.
Мастер, создающий деревянные картины, Дмитрий Елизаров: «Деревянные картины нас пока не кормят»
У творческих людей такое бывает: смотрят на свои старые работы, разглядывают, а потом говорят: «Если бы делал сейчас, то сделал бы по-другому». У героя нашей рубрики «Маленький, но гордый бизнес» Дмитрия Елизарова произошло всё именно так. Мы были у него в гостях в начале марта этого года, он рассказал, как создаёт деревянные картины. Вообще, Дмитрий — фотограф, но его жене пришла идея не просто распечатывать фотографии, а переносить на деревянные доски — так и получился их маленький бизнес.
Прошло около пяти месяцев — по словам Дмитрия, для бизнеса это ничтожно маленький срок, и они ещё только раскачиваются.
— Я не могу сказать, что за этот период мы как-то офигительно выстрелили, ещё мало времени прошло. И зарабатываем на жизнь мы пока что другим. Сейчас мы начинаем сотрудничать с некоторыми известными городскими фотографами, — пояснил Е1.RU Дмитрий Елизаров.
В планах у фотографа — добавлять в оформление своих деревянных картин камень, причём наш, уральский.
— Окупилось это дело или нет, посчитать сложно, потому что определённая база изображений у нас уже имелась до запуска. Сложно посчитать стоимость наших сил и рабочего времени. Если говорить о чисто материальных затратах — это то, что мы тратим на исходные материалы — дерево, составы для обработки, фурнитура, продвижение в социальных сетях. Я думаю, можно говорить о том, что мы в плюсе, это дело окупилось, — добавил Дмитрий.
Чтобы понять, насколько хороша работа, нужно её потрогать, покрутить в руках и тщательно рассмотреть. Поэтому продвигать этот бизнес через социальные сети не совсем хорошая идея, считает Дмитрий. Именно поэтому он решил показывать свои работы на выставках и в дизайн-маркетах.
Инвестор магазина вязаных изделий Иван Соснин: «Мама подустала, и мы бизнес закрыли»
Красивая история — военная пенсионерка переезжает из Невьянска в Екатеринбург, долго не может найти подходящую работу. Но тут её сыну приходит идея открыть магазин вязаных вещей, потому что мама хорошо вяжет.
— Долго не могли найти маме работу, сначала хотели открыть интернет-магазин, где можно было продавать те же шапки или варежки. А потом поговорили со знакомыми ребятами, у них было симпатичное помещение, оно нам очень понравилось, и мы подумали, а почему бы не открыть магазин. У нас не такая высокая арендная плата, и мы можем себе позволить работать несколько месяцев в таком режиме, до лета у нас есть время раскачаться, — рассказывал E1.RU Иван.
В итоге в Банковском появился магазинчик, где продавали вязаные варежки, шапки, пинетки и другие изделия, которые связала Ольга Владимировна. Сказка же.
Но она быстро закончилась — уже в мае точку закрыли.
— Ключевая причина не экономическая. Дело не в деньгах. Скорее, причина в недостатке времени и отношении некоторых арендаторов, которые приносят свой товар и ждут мгновенной продажи. Сами ничего при этом не делают, а через месяц приходят за деньгами. Сложно работать с людьми, которые ждут заоблачных продаж. Нас там было примерно 50 арендаторов, и все хотели мгновенных результатов. Мы, когда открывали это всё, думали, что создадим такой арт-кластер, где будут собраны вещи от творческих людей. А для людей это был просто магазин, куда они приносили свои вещи и просто ждали выручки, — подвёл черту сын Ольги Владимировны Иван.
Видео: Максим БУТУСОВ / E1.RU