
Он настолько большой, что в собранном виде не может уместиться в цехе Уралмашзавода. Таких гигантов на предприятии ранее не собирали. Представьте, ему достаточно четыре раза копнуть, чтобы заполнить под завязку кузов 220-тонного самосвала. Речь про новый карьерный экскаватор ЭКГ-35, который выпустили на легендарном заводе.
– Было очень интересно, когда в цехе вели сборку поворотной основы – такого у нас никогда не было. Такая махина была тут! Фантастика! – делится с E1.RU воспоминаниями ведущий инженер-конструктор Андрей Чистяков.
Он один из тех, кто создавал ЭКГ-35 – экскаватор понадобился Кузбассразрезуглю, который входит в УГМК.
– Таких больших мы раньше не делали, это совершенно новый для нас проект. До этого момента самым большим был ЭКГ-20, который весит 800 тонн. Для сравнения, ЭКГ-35 – 1 200 тонн! Чтобы провести примерку нижней рамы с поворотной рамой, пришлось расчищать площадку в цехе, – рассказал заместитель директора по производству Уралмашзавода Владимир Шмотьев.


Увидеть экскаватор целиком можно будет только в угольном разрезе, когда его соберут в карьере на Кузбассе. Технология следующая: на Уралмашзаводе производят отдельные узлы (например, поворотную или нижнюю рамы), затем их собирают, тестируют, частично или полностью разбирают и отправляют на Кузбасс.
Последними деталями стали две гусеничные рамы – при нас рабочие устанавливали на одну из них катки ярко-красного цвета.


За процессом наблюдаю вместе с одним из конструкторов ЭКГ-35 Андреем Чистяковым. Он с таким удовольствием, со смакованием деталей рассказывает о том, как создавался этот гигант. Контракт на его поставку был подписан в июле 2016-го, а уже через год его соберут на разрезе.
– Конечно, мы использовали опыт создания более маленьких машин – ЭКГ-12 и ЭКГ-20, они зарекомендовали себя, они надёжны. Так что мы старались эти наработки перенести. Принципиальная разница есть в ходовой тележке, – говорит Андрей Чистяков.


Далее он в деталях и подробно объясняет, в чём принципиальная разница. Человеку без технического образования разобраться в этом решительно невозможно. Главное, что я понял, конструкторы сумели сделать так, чтобы вес экскаватора распределялся по всей длине гусеницы.
– Или представляете иногда значение имеет всего один миллиметр. Смотрите, есть ось, вокруг которой крутится поворотная платформа. И там зазор должен быть в миллиметр: если больше, то она начнёт скакать, если меньше, то не сможет повернуться. И каждые два месяца его должен человек проверять, – пытается далее просвещать меня Андрей.
Он улыбается. Чувствуется, что он по-настоящему получил удовольствие от работы над этим проектом.
– Для нас самое главное общение – с механиками, которые работают и на наших, и на американских, и на китайских экскаваторах. И они говорят, что по надёжности – времени простоя из-за поломок – наши машины ничем не уступают. Но вот кабина у нас пока несколько хуже – у американцев она фактически как небольшая квартира. Мы стараемся улучшить её, например, стали применять более качественные материалы. Но всё дело упирается в то, что у американцев есть здоровенные установки для кондиционирования. Стоят они очень дорого, а потому мы ставим пока бытовые кондиционеры, – честно признался Андрей Чистяков.




Первый узел экскаватора отправили на Кузбасс ещё в конце прошлого года. В июле его начнут собирать прямо на разрезе, а после испытаний его начнут использовать в рабочем режиме.
– Мы рассчитываем, что ЭКГ-35 станет такой же серийной машиной, как ЭКГ-20. Мы уже ведём переговоры с потенциальным заказчиком. Но вообще у нас производство полностью загружено и расписано на весь 2018 год, – рассказал Владимир Шмотьев.
Вообще, от посещения Уралмашзавода осталось исключительно положительное впечатление. Конечно, это уже не тот гигант, который был в советское время. Но работа в цехах кипит, народа трудится много.
Ранее мы писали, что Уралмашзавод закрыл прошлый год в плюсе. Как рассказывали E1.RU на заводе, за год предприятию удалось достичь положительного EBITDA (прибыль до вычета расходов по выплате процентов, налогов и амортизации). Если в 2015 году этот показатель был отрицательным – 1,36 миллиарда рублей, то в 2016 году уже положительным – 418 миллионов. По итогам 2017-го Уралмашзавод рассчитывает на оборот в 9 миллиардов рублей.








Видео: Максим БУТУСОВ / E1.RU
Инфографика: Пётр ГИНДИН / E1.RU