Ровно пять лет назад был запущен первый на тот момент в Екатеринбурге небоскрёб. "Высоцкий" начали возводить в 2005 году, а завершить должны были ещё в 2008-м. Но кризис внёс свои коррективы, а потому закончить мегастройку удалось только в 2011 году.
В "Высоцком" решили к этой дате создать специальную экскурсию по тем местам небоскрёба, от которых зависит жизнедеятельность "Высоцкого". Записаться на неё можно будет в течение всего декабря. Для E1.RU скрытые от глаз места показал лично собственник здания Андрей Гавриловский.
– Сегодня есть возможность встретиться, а завтра нет. Сейчас многие бизнесмены говорят, хорошо, что не посадили или не обанкротили. Это как "с добрым утром" у нас сейчас. Так что я лично очень рад сегодня показать вам изнанку "Высоцкого", – начал Андрей Гавриловский.
Пока идём от одного помещения к другому, спрашиваю у него, гордится ли тем, что ему удалось построить первый в городе небоскрёб. Гавриловский говорит, что сейчас уже нет, так как в голове есть новые проекты. Но всё-таки видно, что по помещениям он водит с удовольствием.
– "Высоцкий" же строили и проектировали исключительно свердловчане. Даже в Москве только иностранцы строят такие высотные здания, – отмечает Гавриловский.
Он вспоминает, что у тогдашнего мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого и губернатора области Эдуарда Росселя были разные мнения о том, какой высоты должен быть "Высоцкий".
– Как-то 2 января звонит мне Россель, а я на юге с семьёй отдыхаю: "Сколько всё-таки этажей будете делать?" Я ему сказал, что 54, а он мне: "А чего не 57?" Я ему сказал, что мы подумаем. Чернецкий же хотел ниже – 37. Потом ещё кризис лупанул, мы с ним встретились, и он мне предлагал небоскрёб обрезать. Я ответил, что мы слюни попускаем и попробуем доделать, – вспоминает Гавриловский.
Архитектором был Владимир Грачёв. Для него это тоже был первый опыт строительства небоскрёба. Гавриловский признаётся, что где-то можно было сэкономить, но всё-таки предпочли перезаложиться по прочности. К примеру, здание стоит на плите толщиной в 2,2 метра, в которую было залито 3 600 кубов бетона. Каркасом являются 24 колонны, толщина которых внизу составляет 120 сантиметров, а к последним этажам сужается до 60 сантиметров.
– Я пробовал с некоторыми другими архитекторами работать. Имени даже не помню. Я когда "Антей" собрался строить, то пришёл к одному. Он с регалиями, но такую ерунду нарисовал. У Грачёва же тогда было 60 работников, и он мог потянуть такой проект. Грамотный архитектор тебе всегда денег сэкономит, – объясняет Андрей Гавриловский.
Первым делом идём в диспетчерскую. Здесь сосредоточены все системы обеспечения и безопасности здания: система автоматической пожарной сигнализации, система звукового оповещения, система автоматического пожаротушения, система дымоудаления.
– У нас установлено 6 500 датчиков пожарной сигнализации. В городе есть только два здания с подобными системами, – рассказывает главный инженер "Высоцкого" Виктор Сомиков.
Оказалось, что есть несколько резервуаров с водой, которые могут быть использованы для тушения пожаров. Всего в них находятся 1 200 кубов воды. Самый большой находится в подвале – на 900 кубометров (это примерно 15 вагонов). Удивительно, но также пожарным резервуаром является и бассейн в спа-центре. В случае ЧП есть возможность достаточно быстро настроить подачу воды из него.
В "Высоцком" есть несколько систем тушения пожаров. Например, одна из них настроена на заливку внешнего контура здания, если вдруг загорится фасад.
Совершенно эпично выглядит помещение, куда выводятся изображения с камер видеонаблюдения. Всего их в здании около 300, а самые качественные стоят в музее.
Далее поднимаемся на 37-й этаж, но пока ждём лифты, Гавриловский нам всё рассказывает о них. Всего в небоскрёбе 24 лифта, из которых три ходят на все этажи. На их покупку потратили 6,5 миллиона евро. Самый скоростной лифт до 8 метров в секунду. Сейчас настроен на 5. Подъём до смотровой площадки занимает 46 секунд с учётом разгона и торможения.
– Всего три компании в мире производят лифты для небоскрёбов, поэтому они стоят очень дорого. Некоторые до 500 тысяч евро, – сетует Гавриловский.
От блэкаута на Уралмаше 15 ноября пострадал и "Высоцкий". Всё дело в том, что в городской сети тогда случился сильный скачок напряжения. В итоге все лифты остановились. Практически всё оперативно удалось перезапустить, но вот электроника у одного из них выгорела фактически полностью.
Атриум является одной из изюминок "Высоцкого". Как рассказывает Виктор Сомиков, построить его посреди здания – технически сложная задача. Гораздо проще, когда он идёт от первого этажа до последнего.
В здании две зоны безопасности. Первая – смотровая площадка – рассчитана на 1 200 человек. Вторая находится на 38-м этаже. Тут могут уместиться 2 500 человек, если эвакуация вниз по каким-то причинам будет невозможна. Тут, к примеру, своя система вентиляции, и стоят специальные противопожарные двери.
Также на 38-м этаже находится система забора воздуха, которая поступает во все помещения. Забор происходит на высоте около 100 метров. Зимой он подогревается, а летом охлаждается до 22–23 градусов тепла.
– Смог, выхлоп от автомобилей и прочее не поднимается выше 50–60 метров. Плюс к тому мы очищаем воздух, и он получается практически горным, – говорит Виктор Сомиков.
Максимальное отклонение от оси не превышает полутора сантиметров – специальные датчики в онлайн-режиме контролируют ситуацию.
– Был как-то случай смешной. Позвонил человек, которому показалось, что "Высоцкий" наклонился и прямо на глазах падает. Нам позвонили из МЧС. Пришлось заказать замеры и выяснилось, что отклонения нет ни на миллиметр, – вспоминает Виктор Сомиков.
Самая высокая точка здания – вертолётная площадка. Но при этом летающие аппараты на неё никогда не садились. Дело в том, что необходимы определённые доработки. Однако пока смысла в этом нет, так как, по словам Гавриловского, попросту нет спроса на подобную услугу.
Рядом с "Высоцким" Гавриловский хочет построить 37-этажное здание. Ранее мы с ним подробно разговаривали об этом проекте. Он, по первым прикидкам, встанет в 6 миллиардов рублей. Гавриловский весьма красочно рассказывает о согласованиях и получении разрешения на землю. Но в СМИ такие слова и эпитеты публиковать нельзя.
Фото: Алёна ГРОМОВА, Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU