E1.RU продолжает рассказывать о предпринимателях, которые, несмотря на кризис, запускают и развивают свои бизнес-проекты. Ранее мы описывали историю уральского Джобса — Максима Сомова, который занимается разработкой систем безопасности. Также E1.RU публиковал истории о Наталье Хасановой и Иване Мореве, которые пять лет назад первыми привезли в Екатеринбург из Парижа рецепт макарунов.
Сегодня наш герой — первоуральский бизнесмен Виталий Листраткин. Вообще его основной бизнес — оператор связи «Интерра» (около 80 тысяч клиентов), а также одноимённый телеканал и радиостанция. Но в июле прошлого года он решил запустить интернет-магазин по продаже виниловых пластинок. И, как показала практика, идея оказалась верной.
Несмотря на повсеместное распространение цифровых носителей и интернета, продажи старых добрых виниловых пластинок в мире ежегодно увеличиваются минимум на 50 процентов. По сути, формат, который в конце 80-х проиграл кассетам, а затем и компакт-дискам, вновь возродился и стал популярным. Мировые, да и российские звёзды в обязательном порядке с выпуском нового альбома делают и версию на виниле.
— Я давно уже что-то хотел попродавать через интернет. Было странно не заняться этим, так как моя основная профессия — интернет. Но я понимал, что продавать колбасу через интернет проблематично. И тогда я посмотрел на свою небольшую коллекцию из 300 или 400 пластинок и решил, что это самый подходящий товар, — рассказывает Виталий.
Примечательно, что он коллекционером, по сути, никогда и не был. Хотя свою первую пластинку купил ещё в середине 80-х.
— На станции Шувакиш был рынок, где продавали и пластинки. Тогда был пик моды на heavy metal. Пластинки тогда стоили достаточно дорого — 100–150 рублей, а потому свою единственную я очень берёг, — вспоминает Виталий Листраткин.
В 90-е же он, как и все, о пластинках забыл — пришло время CD-дисков и флешек. Вернулся же к винилу случайно: в 2011 году зашёл в музыкальный магазин, увидел несколько пластинок и купил несколько штук. Постепенно их число увеличивалось и достигло 300–400 штук.
Интернет-магазин был готов к июлю — его разместили на том же домене, что и сайт провайдера «Интерра». В первый месяц работы было всего четыре заказа на 12 тысяч рублей. Но такой скромный результат Виталия не расстроил.
— Я свою бизнес-карьеру начинал в начале 90-х с пары киосков. Так что к малым оборотам мне не привыкать, — говорит он.
К ноябрю 2015 года оборот интернет-магазина вырос до 200 тысяч рублей. И сейчас доходность от винилового бизнеса Виталий сравнивает с прибыльностью стандартного продуктового магазина у дома.
— Но только владельцу такого магазина приходится общаться с Роспотребнадзором, решать проблемы с ушедшим в запой грузчиком, арендодателем, скисшим молоком и прочим. Одним словом, геморрой. И взять наш интернет-магазин, которым занимаются три человека фактически для своего удовольствия.
На данный момент оборот интернет-магазина составляет 500 тысяч рублей. В среднем за месяц продают около 1000 пластинок. Покупатели раскиданы по всей стране: от Калининграда до Сахалина.
Всего на складе хранятся около 3000 экземпляров. Пополняют его через два канала: скупают старые пластинки у населения и приобретают интересные экземпляры на eBay.
Большую часть пластинок на eBay приобретаются у продавцов из США и Японии. В среднем там она стоит 500–700 рублей. Самой же дорогой пластинкой стал альбом 1984 года выпуска, который стоил 5000 рублей. Впрочем, ставка делается на недорогой винил.
— Я видел комплекты и по 60 000 рублей. Но мы себя позиционируем себя как магазин-дискаунтер. Конечно, бизнесмен во мне всегда борется с коллекционером, но первый всегда побеждает. Прибыль для меня важнее, чем наличие каких-то редких пластинок. Мне больше греют душу финансовые успехи магазина, — объясняет Виталий.
Конечно, коллекционер может приобрести нужные ему пластинки на том же eBay, однако доставка единичных экземпляров обойдётся слишком дорого.
Зачастую на eBay покупается слепой лот — это пачка из сотни пластинок, названия которых не указываются. Виталий берёт такие лоты у тех продавцов, с кем уже успешно сотрудничал. Но это всегда риск, так как можно получить не только несколько пластинок популярных исполнителей, но и тех, кого в России никто не знает.
Второй канал закупа — у населения — выстроили во многом благодаря наличию собственной радиостанции «Интерра», которая вещает в десяти городах Свердловской области (Первоуральске, Ревде, Качканаре, Полевском, Асбесте и других).
— Мы стали крутить по радио рекламу, что скупаем у населения старые пластинки. Оказалось, что у многих они сохранились. Работой с населением у нас занимается агент, который хорошо разбирается в теме. Если партия большая, то он сам выезжает на место, — пояснил Виталий.
Отдельная тема — ценообразование. Виталий рассказывает, что примерно полгода потребовалось на то, чтобы набить руку в определении цены, по которой товар будет выставлен на сайте. Наценка в интернет-магазине составляет обычно сто процентов. Но Виталий отмечает, что в московских интернет-магазинах она может быть равна и 1000%.
Год работы показал, что лучше всего продаются пластинки советских исполнителей. В лидерах — Юрий Антонов и «Песняры». Соотношение же между отечественными и иностранными составляет 30 на 70.
— Мы же продаём не музыку, так как её можно бесплатно скачать из интернета. Наш товар — ностальгия. Человеку же надо найти старый вертак, протереть пыль, поставить пластиночку. И в этот момент он вспоминает свою молодость, ощущения, которые испытывал тогда, — делится Виталий.
На сайте сейчас зарегистрированы 800 человек. Судя по всему, большая часть из них регулярно мониторит ресурс и новые поступления, а потому редкие пластинки уходят влёт. Новые пластинки вообще не берут. Из тысячи проданных на такие приходится всего две.
В ближайших планах — вывести магазин на ежемесячный оборот в миллион рублей. После этого Виталий намерен активнее предлагать пластинки в ближнем зарубежье, а также в тех странах, где много русскоязычных граждан, например в Израиле.
Если у вас интересный бизнес или производство, вы готовы о нём подробно рассказать и показать, то пишите Сергею Панину на s.panin@corp.e1.ru
Фото: Дмитрий ГОРЧАКОВ / E1.RU
Инфографика: Илья ДАВЫДОВ / E1.RU