Известный российский трейдер Григорий Бегларян на встрече, организованной БКС Премьер, рассказал о взлетах и падениях мировых валют, о перспективах развития финансовой системы.
– Каков, на ваш взгляд, сейчас общий финансовый климат?
– Западная модель сверхпотребления, базирующаяся на огромном долге, изжила себя. Мировая финансовая система в том виде, в котором мы привыкли ее видеть и оценивать, стоит на пороге коллапса. Причем не медленного скатывания в кризис, а масштабного единомоментного обвала. Это общемировая проблема. И всемирные банковские каникулы недели на три – это вопрос времени. Относительно локальной российской ситуации прогнозы сейчас сдержанно позитивные. Страновые риски снизились, рубль укрепился, по нефти положительная динамика.
– С чем вы связываете текущий подъем цен на нефть?
– Все полагали, что индекс доллара – цена доллара относительно евро – весной 2016 года вырастет, но неожиданно он снизился. И сейчас нет предпосылок для укрепления американской валюты. Думаю, нас ждет плавное снижения стоимости доллара к евро порядка 5%. А это означает, что цены на нефть будут также плавно ползти вверх. За все годы наблюдений стало очевидно: если доллар падает, нефть растет. Итак, если американские деньги скинут 5% к стоимости европейских, цены на нефть марки Brent можно ожидать в районе 58-60$ за баррель.
– Это долгосрочная перспектива?
– Не меньше года.
– Но на стоимость нефти могут повлиять и другие факторы, как прогнозировать тем, кто не знает, хранить сбережения в валюте или в рублях?
– Своеобразным порогом по стоимости нефти можно считать 34$. Если цена держится выше этой отметки – значит следует ожидать роста. Если больше одного дня цена будет держаться ниже этого фарватера – включится мрачный сценарий, по которому цены могут упасть до 22 и даже 16. Второй фактор, влияющий на цену барреля, – собственные нефтяные запасы США. Здесь сделать прогноз тоже несложно. Если разница между фьючерсами, например на июнь и июль, минимальна – запасы сокращаются. За последнее время разница в цене сократилась с 5$ до 1,2$, поэтому уже летом запасы американской нефти могут сократиться, а это тоже приведет к росту стоимости марки Brent.
– И, соответственно, к укреплению рубля?
– Да. Сейчас возникла пауза в девальвации национальной валюты, которая может продлиться около года. Рубль будет немного расти. В ближайший год ожидается курс 60-64 рубля за доллар. Потом может произойти коррекция. И здесь тоже есть переломная точка – 76. Если эта вершина устоит – произойдет растянутая коррекция до 64-60-58. Но если доллар пересечет эту отметку, будет тенденция роста и до 82, и даже 90, а возврат в дальнейшем будет возможен только к отметке 68. Следующая точка – уровень 1999 года, то есть больше 100 рублей за доллар. Но это уже критическая ситуация, которая может привести к включению в России печатного станка и совсем нехорошим последствиям.
– Получается, краткосрочные депозиты стоит хранить в рублях, а долгосрочные – в валюте?
– Пожалуй, так. В любом случае не стоит держать все яйца в одной корзине. Но что касается ставок по валютным депозитам, они не будут расти и, скорее всего, будут даже снижаться. У банков сейчас много долларов. Вообще сейчас впервые за четыре года чистая банковская ликвидность стала положительной: то есть активы стали больше долгов перед ЦБ. Это произошло благодаря вливаниям в банковскую систему из Стабфонда и продлится до осени. 2016 год мы точно переживем более или менее нормально, а дальше – посмотрим.
Григорий Бегларян – известный российский трейдер, управляющий активами, партнер швейцарской консалтинговой компании Medelle SA, ведущий программы «Капитал» на радио Business FM, а также экономический обозреватель телеканала «Россия 24».
Фото: Фото с личной страницы Григория Бегларяна