Россияне разочаровались в банках, которые буквально оставили их один на один разбираться с долгами в кризис. Что виной – низкая финансовая грамотность или политика кредитных учреждений, еще стоит разобраться. Но, на мой взгляд, все это дает серьезный толчок развитию микрофинансирования – скорость при прочих равных становится важнее.
Финансовый сектор – такой же бизнес, как и производство условных конфет. Приходя в магазин, многие уже машинально сравнивают цены, обращают внимание на акции, используют скидочные карты и применяют другие подходы, чтобы как минимум не переплачивать за товар и не поддаваться на уловки продавца, а как максимум – сэкономить. Но этот сценарий часто не работает в банках и других учреждениях, связанных с получением денег. За рекламной мишурой, многостраничными договорами, усвоить которые непросто, за профессиональным напором консультантов трудно принять единственно верное решение, которое выгодно и оправданно.
Последствия необдуманного кредитного поведения можно было недавно наблюдать на примере так называемых валютных ипотечников, которые, оформляя кредиты много лет назад, не могли спрогнозировать возможные колебания курса рубля по отношению к доллару и евро в будущем. Это сейчас многие выучили, как мантру, принцип, что брать кредит нужно только в той валюте, в которой получаешь зарплату, но этот опыт стоил слез и больших разочарований. А итог необдуманных валютных кредитов отразился не только на кошельке, но и на судьбах людей, оставшихся без жилья или вынужденных заново решать квартирный вопрос.
Практику кредитования россияне освоили позже граждан других стран. В силу менталитета долгое время занимать деньги и жить, как принято говорить, не по средствам было стыдно. И до сих пор многие воспринимают кредит негативно, не понимая, как работает этот финансовый инструмент, в чем выгода банка или другой кредитующей организации, и главное, как справиться со своими обязательствами.
Пока банки быстро наращивали кредитные портфели, увеличивали доходы, их клиенты испытывали на себе последствия экономического кризиса: бизнес терпел сокращение спроса на продукцию и услуги, падала выручка, кредиты становились менее доступны, вынуждая предпринимателей сосредоточиться на текучке, а не на проектах роста, все это отражалось и на зарплате, и на всем рынке.
Банки разочаровали своих потребителей, пошатнулась вера в них и, как следствие, вера в себя. При этом необходимость искать средства на свои нужды никуда не делась. Эксперты предсказывают на этом фоне рост микрозаймов. Скорость получения денег будет важнее, чем три листа условий и процентных ставок мелким шрифтом.
Причем поставщики таких услуг предоставляют не только деньги, но и сопутствующий сервис, ничем не хуже банковского: программы лояльности, техническая продвинутость, скорость рассмотрения заявки. По крайней мере такой сценарий работы сервиса микрозаймов кажется логичным и честным. К тому же в сфере микрозаймов обычно отсекается главная проблема – взять больше, чем нужно: часто возможность ограничена определенной суммой, например, максимум – 20 тысяч рублей.
Секрет успешного кредитного опыта, на мой взгляд, в умении планировать свои доходы и расходы, понимать, к каким целям движешься, на что или на кого можешь рассчитывать. А также понимать то, какие непредвиденные события могут ждать тебя на пути: может измениться заработная плата, и не всегда в сторону роста. Вот сейчас, к примеру, в ситуации экономического кризиса работодатели повсеместно снижают премиальную часть, что на фоне роста цен может стать критичным. В наших школах не учат считать деньги, а учебные проекты в вузах если и есть, то скорее о виртуальных компаниях, продуктах, а не о реальной жизни и существующих ценах, возможностях и ограничениях. Сталкиваясь с финансовым выбором (будь то выбор ипотеки, покупка машины, ремонт в квартире или постройка дачи), человек в сжатые сроки должен принять важные решения, не успевая как следует изучить обстановку. Поэтому, обращаясь за дополнительными средствами в ту или иную организацию, человек должен рассчитать свои силы.
Позиция автора может отличаться от позиции редакции.
Андрей Пономарев, основатель компании Webbankir.com
Фото: Фото предоставлено автором