За минувший год россияне купили практически в два раза меньше автомобилей в кредит. Пик падения продаж пришелся на начало 2015 года. Насколько критична данная ситуация на рынке автопрома, продолжится ли падение спроса на покупку машин в этом году – в нашем материале.
Количество выданных автокредитов в 2015 году сократилось на 41% в сравнении с 2014 годом, а доля кредитных автомобилей увеличилась на 1,9%, гласят статистические данные, собранные Национальным бюро кредитных историй (НБКИ) и аналитическим агентством «Автостат». Генеральный директор НБКИ Александр Викулин сообщил, что после некоторой стабилизации на рынке автокредитования в середине 2015 года количество выдач кредитов на покупку авто снизилось на 12,5% по сравнению с предыдущим периодом.
«Однако это снижение не идет ни в какое сравнение с драматическим падением автокредитов в начале прошлого года. При этом важно отметить, что, несмотря на ухудшение покупательной способности населения и более внимательный "отбор" заемщиков со стороны банков, доля кредитных автомобилей в структуре авторынка по итогам 2015 года выросла по сравнению с предыдущим годом», – добавил Александр Викулин. По его словам, данный результат был бы невозможен без государственной программы субсидирования процентных ставок по автокредитам.
Уровень продаж автомобилей – это один из общепринятых маяков, по которому экономисты оценивают развитие экономики, считает старший вице-президент, директор департамента автобизнеса «ВТБ24» Алексей Токарев. «Покупка нового авто – это решение, которое говорит о том, уверен человек в завтрашнем дне или нет. Мы видим, что находимся на уровне продаж 2009-2010 годов и не ожидаем какого-то существенного роста в ближайшем будущем. В 2016 году прогнозируем снижение портфеля автокредитования по банковскому рынку еще на 8,5%», – прокомментировал Алексей Токарев.
В прошлом году, по его словам, существенно выросла доля автомобилей массового сегмента в предпочитаемых марках и автомобилях. «Продажа машин стоимостью до 1 миллиона рублей выросла, по его оценкам, на 10-15%», – добавил Алексей Токарев.
По мнению заместителя начальника аналитического департамента ИК «Окей Брокер» Сергея Алина, в 2016 году логично продолжение падения продаж авто. «Число проданных автомобилей в этом году может упасть еще на 15%. Исключение – премиальный сегмент. Здесь царит своя атмосфера. Многие состоятельные граждане продолжают инвестировать в авто, защищаясь от обесценения рубля. Продажи Porsche и Lexus не только не упали, а напротив, выросли в 2015 году», – рассказал аналитик.
Нестабильная экономическая ситуация, падение курса рубля, снижение покупательской способности населения, рост стоимости автомобилей из-за изменения курса, ужесточение требований к заемщикам, повышение издержек в содержании автомобиля (налоги, обслуживание, стоимость автозапчестей) – все это условия, не предполагающие рост рынка автокредитования, несмотря на поддержку государства, считает директор группы регионов официального партнера ГК «TeleTrade» в Челябинске Дмитрий Егоренко.
Первый заместитель правления банка «Югра» Юрий Мельников считает, что в текущем году спад спроса на автомобили и, как следствие, на автокредиты продолжится, хотя уже и не столь высокими темпами. «Даже при сохранении влияния негативных экономических факторов можно сказать, что пик снижения уже пройден, и даже при сохранении нисходящей динамики она будет носить уже скорее остаточный характер», – поделился Юрий Мельников.
Однако ведущий аналитик MFX Broker Артем Звягильский уверен, что в 2016 году в связи с более широкой государственной поддержкой автопрома, а также с ожидаемым снижением ставок на автокредиты спрос в этом сегменте кредитования может возрасти на 10-15% относительно минувшего года. «Но о восстановлении докризисных показателей говорить раньше 2018 года не приходится», – добавил эксперт.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com