Бизнес репортаж Репортаж из мусорного бака: кто и зачем собирает бутылки и канистры в Екатеринбурге

Репортаж из мусорного бака: кто и зачем собирает бутылки и канистры в Екатеринбурге

Почему в контейнеры нельзя бросать упаковки от тортов и зачем откручивать крышки у бутылок

В Екатеринбурге сейчас больше 300 оранжевых контейнеров для пластика
Источник:

Пока некоторые из вас заботятся об экологии (и правильно делают), выбрасывая пластиковые бутылки и канистры в специальные сетки-контейнеры, другие люди делают на вашем мусоре деньги. За него в Екатеринбурге уже развернулась борьба. Хотя раздельный сбор «как в Европе» пока только приходит в нашу жизнь. Да, бумагу, стекло и отходы «со стола» мы по разным пакетам не раскладываем (тем более в мусоровозе они всё равно оказываются в одном баке), но уже тащим на помойку отдельно пятилитровую бутыль от воды — приучили.

О том, почему сбор пластика (а, например, не макулатуры или стекла) в Екатеринбурге вдруг стал таким популярным, как на нём можно заработать, какой пластик нужно выбрасывать, а какой нет, мы расспросили Романа Годуадзе из компании «Баркас+», которая занимается этой темой уже не один год. Встретились с ним, конечно, на помойке (на Юго-Западе Екатеринбурга), чтобы разобраться во всём на месте.

Возле мусорных баков нынче не пахнет — они закрыты крышками. От «нашего» контейнера тоже запаха нет, ведь внутри сплошь бутылки, пакеты да упаковки от пирожных. Хотя, по словам Романа, пищевые отходы в сетках всё же иногда находят, но это меньше 10% от всего объёма.

— Из оставшихся 90% полезного сырья — от 50% до 70% — это то, что можно отдать на переработку. Остальное уходит на Северный полигон, с которым у нас заключён договор, — говорит Роман, мусорных дел мастер.

Полезное сырьё — это полиэтилен, полипропилен. В быту из них делают бутылки для газировки, пива, шампуней, чистящих средств, канистры для моторного масла, автохимии, для пищи. Баночки из-под майонеза тоже пойдут на переработку, туда же пищевые контейнеры и упаковочная плёнка.

— Практически на каждой ёмкости есть штамп с цифрой, которая означает вид пластика. Допустим, 1 — это полиэтилентерефталат, 2 — полиэтилен низкого давления, 4 — высокого. На наших контейнерах есть памятки с цифрами и их обозначением. Виды 1, 2, 4, 5 подлежат переработке, 3, 6, 7 — не подлежат. На памятках указан мой телефон, часто звонят люди и говорят: «Я не могу разобраться, подойдёт бутылка или нет». Я отвечаю — смотрите на штампик, там всё написано, — объясняет Роман.

За «запрещённые» виды пластика переработчики не берутся, они при нагревании выделяют ядовитые вещества. Среди того, что лучше отправить в обычный контейнер, а не в сетку для пластика, — бутылки из-под подсолнечного масла, упаковки из-под тортов и пирожных, печенья, салатов, яиц, подложки для продуктов (например, для курицы или полуфабрикатов).

Роман демонстрирует пятилитровую бутыль — одну из самых распространённых ёмкостей, которые выбрасывают в сетки
Источник:
Сетки ставят рядом с обычными контейнерами
Источник:
В основном выбрасывают бутылки, но есть и упаковки из-под яиц, пакеты
Источник:

В Екатеринбурге и области есть компании, которые просто покупают-продают пластик, а есть те, кто вторсырьё перерабатывает. Они тоже делятся на два профиля. Первые делают так называемый полуфабрикат — полимерную гранулу или флексы — и потом продают их в центральные регионы, где из них делают конечный продукт — крепёжную ленту, синтепон и т. п. Вторые сразу дают полный цикл.

— Например, в Косулино есть предприятие, которое делает для транспортных компаний ленту для крепления крупногабаритных грузов, им мы продаём бутылки, — рассказывает Годуадзе. — А в Арамиле работает предприятие, которое занимается изготовлением полимерного профиля. Вы уже писали, что они сделали ограждение для улицы Союзной. Им идут канистры из-под бытовой химии.

Источник:

Пока мы стоим у сетки и обсуждаем виды пластика, подъезжает мусоровоз. Каждый контейнер, а их у компании больше 300 в Екатеринбурге, вывозится раз в неделю. Для каждого района — свой день. Бывает, что сетка наполняется раньше, и люди оставляют бутылки рядом, а некоторые, сознательные, звонят и просят вывезти пораньше.

— Бутылки очень объёмные, но при этом мало весят. Если крышки плотно закручены, то их невозможно спрессовать в мусоровозе, и тогда больше половины его объёма — это просто воздух. Так что крышки лучше откручивать, — советует Роман. — Часто спрашивают: «надо ли мыть бутылки»? Нет, не надо. Сам этап переработки подразумевает отмывание сырья.

Сетки забирает обычный мусоровоз
Источник:
Её вручную подтаскивают к кузову и закрепляют
Источник:
Содержимое вываливается в кузов
Источник:

Мусоровоз зацепляет контейнер и переворачивает его, как обычный мусорный бак. Интересуюсь: не боятся ли, что какой-нибудь конкурент поедет забирать свои сетки и прихватит содержимое их. Роман отвечает, что на этот счёт они подстраховались:

— У конкурентов, работающих в других районах города, немножко другая конструкция сетки. Они используют не мусоровозы, а машины типа Isuzu или ГАЗели, наши сетки им не захватить.

Бездомных и пьянчужек, собирающих стеклянные бутылки и банки, пластик тоже не сильно привлекает, хотя поначалу бывало, что воровали.

— Есть картон, есть алюминиевая баночка, есть стекло. Это понятное для таких людей сырьё, которое они могут продать. С пластиковыми бутылками сложнее: человеку надо сначала выгрузить их все в какой-то большой мешок, сминать бутылки бесполезно, они расправляются, потом дотащить мешок до пункта приёма и сдать за сущие копейки. Всего раза два такое было, что бутылки пропадали, — объясняет Роман.

Поэтому, кстати, ставить контейнеры для картона или стекла довольно рискованно, и это направление пока не развивается. Любители халявы быстро «приделают ноги» и макулатуре, и алюминиевым банкам.

Судя по заполненности контейнеров, екатеринбуржцы уже частично готовы к раздельному сбору мусора
Источник:
Только 50–70% содержимого контейнера пойдёт на переработку. Остальное, например, упаковка от тортика, будет похоронено на полигоне
Источник:

Но заниматься только пластиком, да ещё в небольших объёмах, пока не выгодно, считает Роман.

— У нас есть предприниматели в городе, которые пробуют этим заниматься. Они увидели — о, сетки поставили, — наверное, это золотое дно. Но это не так. Мы имеем очень малый вес вторсырья, существенные вложения в контейнеры и транспортировку, поэтому, если объём маленький, я считаю, что невыгодно этим заниматься. Мы и сами сейчас только на перспективу работаем, — говорит Роман. Компания, в которой он работает, специализируется на сборе и транспортировке твёрдых бытовых отходов, а «пластиковый бизнес» — развивающееся направление.

— У нас пока слабо развит рынок. Хотя сейчас спрос на вторсырьё превышает предложение. Во-первых, экономический кризис заставляет производителей делать акцент на вторичном сырье, во-вторых, есть большие возможности для экспорта продукции, получаемой после переработки. Я считаю, что это перспективное направление, — говорит он.

С одной сетки в год собирается примерно полторы тонны пластика. Сколько компания зарабатывает на этом бизнесе, Роман, конечно, не сказал — коммерческая тайна. Но примерный порядок цифр можно посчитать: один килограмм бутылок ПЭТ (обычная пластиковая бутылка из-под газировки или простой воды) предприятия покупают за 18–20 рублей, значит, при грубом расчёте, одна сетка в год приносит 28 500 рублей. За размещение сетки компания при этом не платит, но обязуется убираться на контейнерной площадке.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Становится приятнее возвращаться домой»: организатор пространства рассказала, как правильно расхламляться
Анастасия Карачаровская
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе
Михаил Швалёв
Самозанятый, водитель-партнёр «Яндекс Такси»
Мнение
«Тихий ужас остается тихим ужасом». Главный редактор E1.RU — об итогах 2024 года
Александр Ашбель
Главный редактор E1.RU
Мнение
«Дают — бери, бьют — беги». Эксперт из Екатеринбурга ответил, кому сейчас точно стоит покупать квартиру
Михаил Хорьков
руководитель аналитического отдела Уральской палаты недвижимости
Рекомендуем
Знакомства
Объявления