Однажды мы рассказывали о предпринимателях Ильдаре Аблиеве и Алексее Синцове, которые три года назад открыли столярный цех и кузницу и своими руками делают топоры, мечи, сундуки и средневековую мебель и продают их в частные музеи, рестораны и отели в России и Европе.
На этот раз мы снова отправились в Верхнюю Пышму, где предприниматель Иван Порядин импортозамещает пневматические дробовики для любителей военно-спортивных игр: каждая деталь этих ружей сделана в мастерской «Уральская кузница». Иван и сам удивляется, почему его предприятие называется кузницей, но, говорит, прижилось.
Иван — владелец мастерской, увлекающийся снайперскими винтовками и гранатомётами, — каждое утро приезжает в неприметную одноэтажную мастерскую в Верхней Пышме из Екатеринбурга. Раньше он работал в ДОСААФ и занимался военно-патриотическим воспитанием, а теперь строит планы, как покорить мир своими уникальными стальными дробовиками для страйкболистов. Задача на ближайший год-полтора — начать производить по 100 штук в месяц.
Случайно попасть в эту мастерскую, где десять человек своими руками «с нуля» делают тяжёлые стальные реплики знаменитого дробовика Remington 870, невозможно — оружейный цех находится на территории завода ОЦМ в Верхней Пышме и здесь строгая пропускная система.
— В 2008–2009 годах у меня появились первые мысли о том, чтобы начать производить что-то в оружейной тематике, — вспоминает Иван Порядин. — В России для частного лица организовать производство настоящего оружия крайне трудно. Государство очень внимательно и строго следит за производством и оборотом оружия. Но я увлекаюсь оружием, и нынешний наш проект больше всего похож на то, чем я бы хотел заниматься. До этого я работал в региональном отделении ДОСААФ России главным специалистом по направлению военно-патриотической работы.
Иван — единственный учредитель мастерской. Говорит, что попытки партнёрства были, но люди, видимо, опасаясь больших финансовых рисков в этом непонятном и новом бизнесе, уходили. В пыльном кабинете, полном кусков стали, с которыми экспериментируют создатели дробовиков, Иван Порядин выкладывает на стол свой главный продукт — реплику легендарного помпового дробовика Remington 870. Выбор, по его словам, пал именно на эту модель потому что «870» — одно из самых популярных в мире ружей.
— Этот проект мы запустили меньше года назад, и пока производство только развивается. Около шести месяцев ушло на разработку дробовика, и вот уже мы выпускаем их и отправляем заказчикам. Пока темпы производства довольно низкие, потому что непрерывно идёт уточнение по деталям, что-то изменяется в конструкции. А каждая корректировка требует времени на её освоение в производстве. Но постепенно мы приходим к полному пониманию того, как должен выглядеть наш дробовик, какие должны быть детали и их размеры. Поэтому и темп производства будет расти. В наших планах производить от 50 до 100 штук в месяц, — рассказывает Иван Порядин.
По словам Порядина, этот дробовик, по сути, игрушка для военно-спортивных игр, таких как пейнтбол, страйкбол и хардбол. Работает он на газе, и самый простой вариант — использовать для него углекислоту из баллонов огнетушителей. Эти дробовики отличаются от настоящего «Ремингтона» большим весом (примерно на один килограмм) из-за тяжёлой стали, но в мастерской обещают поработать над облегчением деталей.
Основные покупатели пышминских ружей — любители страйкбола и хардбола, а также коллекционеры. Их, по подсчётам Порядина, в России больше ста тысяч. Стоимость дробовиков колеблется от 25 до 30 тысяч рублей. Каждое изделие сертифицируется, а покупатель тяжёлого ружья получает гарантию на него и всегда может привезти его на сервис. Ближайший китайский аналог будет стоить около 35 тысяч рублей.
— Аналогов производства такого изделия в такой конструкции в мире нет. В Магнитогорске есть два предприятия, которые производят страйкбольные приводы, стреляющие шариками. Но они делают только корпус, а внутренности ставят китайского производства. У нас же полностью своя конструкция и нет ни одной детали, которая произведена не у нас. И есть ещё китайский аналог, но он дороже в эксплуатации и делается из силумина (сплав алюминия с кремнием. — Прим. ред.), а он, как известно, очень ненадёжный. Конкуренция крайне слабая, — отметил Иван Порядин.
Иван рассказывает, что сейчас военно-спортивные игры, в основном страйкбол, набирают популярность. В 2008 году, когда он только увлёкся военно-спортивными играми, соревнования считались крупными, если в них принимали участие 200–300 человек. Сегодня на московских площадках в страйкбол играют командами тысяча на тысячу, а это хобби пользуется поддержкой властных структур, и под игры нередко отдают даже полигон Алабино, на котором проходит танковый биатлон.
— Сейчас для этих изделий мы проходим сертификацию, и они могут совершенно точно пройти криминальную экспертизу о том, что их применение как огнестрельного оружия невозможно. При грамотном продвижении и рекламе цифра 100 штук в месяц — вполне реальная. И такое количество будет востребовано. Может быть, даже будет дефицит. Спрос есть однозначно. Есть востребованность и других моделей, но запуск новых очень затратный по ресурсам, и для этого нужно много времени. По разработкам мы пока возьмём тайм-аут и будем всё внимание уделять существующей конструкции — доработаем её и сможем производить и продавать ещё 20–30 лет, — отмечает Иван Порядин.
Напомним, E1.RU представляет серию публикаций об уральских предпринимателях, которые вопреки всем законам экономики и стереотипам про кризис делают свой необычный бизнес. Ранее мы уже успели рассказать о Наталье Хасановой и Иване Мореве, которые после финансовых потрясений 2008 года оставили свою фирму по продаже бетона и привезли на Урал рецепт французского десерта — макарунов. После кондитерского цеха мы побывали в конструкторском бюро, где Максим Сомов и его коллеги разрабатывают и внедряют в жизнь современные системы безопасности, которые собирается купить Министерство обороны.
Видео: Андрей КАЗАНЦЕВ / E1.RU