Бизнес Маленький, но гордый бизнес репортаж Уральский Джобс: организатор подпольных вечеринок создал систему безопасности, которая удивила «Сколково»

Уральский Джобс: организатор подпольных вечеринок создал систему безопасности, которая удивила «Сколково»

E1.RU продолжает серию историй о необычном малом бизнесе

Максим Сомов — генеральный директор и основатель конструкторского бюро «Сомов» | www.e1.ruМаксим Сомов — генеральный директор и основатель конструкторского бюро «Сомов» | www.e1.ru
Максим Сомов — генеральный директор и основатель конструкторского бюро «Сомов»

E1.RU представляет очередную историю о предпринимателе из Екатеринбурга, который вопреки всем законам экономики и стереотипам про кризис делает свой необычный бизнес.

В прошлый раз мы рассказывали о Наталье Хасановой и Иване Мореве, которые после финансовых потрясений 2008 года оставили свою фирму по продаже бетона и привезли на Урал рецепт французского десерта — макарунов. Сегодня E1.RU переносит вас из кондитерского цеха в конструкторское бюро, где разрабатывают и внедряют в жизнь современные системы безопасности.

Ещё в школе екатеринбуржец Максим Сомов своими руками смастерил сигнализацию, которая реагировала на звук разбитого оконного стекла, а в 20 лет получил первый патент на устройство охраны для автомобилей. Сегодня штаб-квартира конструкторского бюро «Сомов» занимает несколько боксов гаражного кооператива «Ленинский» в Юго-Западном районе Екатеринбурга — похожие гаражи когда-то занимал «Клуб самодельных компьютеров», из которого выросла глобальная корпорация Apple.

До 2006 года о производстве систем безопасности здесь никто всерьёз не думал. Сомов и его друг Борис Лепинских — основатель крупнейшего интернет-магазина E96.ru — устраивали в боксах закрытые вечеринки под общим названием XDJ, которым позавидовали бы многие клубы. Однажды здесь даже построили барную стойку из льда, а на танцполе залили каток.

И здесь же команда Максима Сомова разработала систему безопасности, которую назвали лучшим инновационным продуктом на международной выставке «Охрана, безопасность и противопожарная защита» и на конкурсе стартапов Startup Village — 2015 в «Сколково». Теперь фонд «Сколково» планирует инвестировать до конца года в разработку около 20 миллионов рублей, в Министерстве обороны ждут, когда бюро представит им доработанную модель своего «Тактического детектора вторжения», а сам Сомов с калькулятором в руках считает, как превратить десятки миллионов в сотни и продать свои датчики за границу.

На втором этаже гаражного кооператива «Ленинский» находятся два цеха-лаборатории, в которых инженеры КБ «Сомов» собирают разработанные ими печатные платыНа втором этаже гаражного кооператива «Ленинский» находятся два цеха-лаборатории, в которых инженеры КБ «Сомов» собирают разработанные ими печатные платы
На втором этаже гаражного кооператива «Ленинский» находятся два цеха-лаборатории, в которых инженеры КБ «Сомов» собирают разработанные ими печатные платы

— Мой отец занимался ремонтом квартир и художественной отделкой. У него этот бизнес шёл отлично, а я во время каникул всегда помогал. Мы делали дом одному цыгану, с которым подружились и общались. Однажды он спросил меня, могу ли я его домашнюю охранную сигнализацию из фольги и проводов сделать более аккуратно и красиво, — вспоминает свои первые шаги в сфере безопасности Максим Сомов. — Я подумал, почему бы и нет, и придумал такое устройство, которое реагирует на звук разбитого стекла. Сделал несколько штук и установил ему. Много позже я узнал, что через три года тогда кто-то получил на это изобретение патент, а теперь им пользуется весь мир. Было очень обидно.

Основатель бюро рассказывает, что высшего образования у него нет. До путча в 1991 году он закончил профильные курсы телемастеров, и два часа ремонта ламповых кинескопов в день позволяли ему зарабатывать втрое больше, чем получал его отец. При этом Сомов, который с детства любил разбирать и собирать свои игрушки, уверяет, что Graviton он всё равно бы создал — раньше или позже, вне зависимости от наличия образования и других внешних факторов.

Одно устройство при небольшом размере заменяет как минимум три больших датчикаОдно устройство при небольшом размере заменяет как минимум три больших датчика
Одно устройство при небольшом размере заменяет как минимум три больших датчика

Пока все разработки Максим делает за собственный счёт — иначе понадобилось бы примерно 50 миллионов рублей инвестиций. За полтора года Graviton и ещё несколько его проектов получили около 4,5 миллиона субсидий и грантов. Но это только начало, отмечает Сомов, на настоящие разработки фонд «Сколково», в котором высоко оценили идеи бюро, планирует до конца года вложить в его проект около 20 миллионов рублей. Выйти на серийное производство датчиков Сомов планирует в начале 2016 года.

— В общественном сознании «Сколково» — это место, которое бесконтрольно и безвозвратно поглощает бюджетные деньги уже как минимум 5 лет.

— Никто не знает, что это вообще и как это работает. Я прекрасно понимаю — очернить можно всё что угодно. Но раньше я тоже не верил в такие инициативы и думал, а откуда все эти разговоры? Может быть, действительно Вексельберг там деньги откачивает? Но мы начали сотрудничать со «Сколково», и я увидел совершенно другие реалии, — говорит Сомов.

В КБ все сотрудники ходят без обуви, чтобы не было грязи и пыли — всё же это гаражно-строительный кооперативВ КБ все сотрудники ходят без обуви, чтобы не было грязи и пыли — всё же это гаражно-строительный кооператив
В КБ все сотрудники ходят без обуви, чтобы не было грязи и пыли — всё же это гаражно-строительный кооператив

Популярный сегодня вопрос импортозамещения в сфере электроники в России, как выясняется, намного актуальнее, чем, например, в продуктах. Сомов утверждает, что отечественных материалов для производства систем безопасности попросту нет. Но это, в свою очередь, говорит только о высокой перспективности этой отрасли в ближайшие годы.

— Ни одно российское предприятие, которое сегодня занимается системами безопасности, не делает ничего на отечественной электронной базе. Это факт. Мало того, многие мэтры даже не представляют, что у нас вообще есть радиоэлектронная промышленность, и уж тем более, что она способна на что-то в ближайшие лет пять. Но в этой сфере есть колоссальный потенциал. А разговоры о том, что отечественные разработки будут недоступно дорогими, никуда не приведут. Мы так не думаем. У нас был опыт реализации очень дорогого оборудования, и мы знаем, что это можно продавать, и поэтому ни на чём не экономим, — рассказывает он.

Датчики Сомова — продукт далеко не дешёвый. Один стоит от 2,5 до 3,5 тысяч рублей. Полный комплект системы охраны дома может состоять из сотни разных датчиков и четырёх поворотных камер и обойдётся примерно в 1,5 миллиона рублей.

Упаковку для прибора Сомов тоже придумал сам — чтобы установщикам было удобно её открыватьУпаковку для прибора Сомов тоже придумал сам — чтобы установщикам было удобно её открывать
Упаковку для прибора Сомов тоже придумал сам — чтобы установщикам было удобно её открывать

Другая разработка Максима Сомова и его коллег — тактический детектор вторжения — уже заинтересовала представителей Министерства обороны. На выставке «Армия-2015», по словам Сомова, они провели множество встреч и переговоров. В том числе с Управлением службы войск и безопасности военной службы Минобороны. Екатеринбургский предприниматель говорит, что пока вообще не представляет, как нужно выстраивать взаимодействие с оборонным ведомством, однако к следующей выставке «Армия» собирается доработать ТДВ-1 и определить стратегию работы с Минобороны.

Устройство ТДВ-01, которое конструкторское бюро будет дорабатывать для нужд Минобороны, размером не больше сигаретной пачкиУстройство ТДВ-01, которое конструкторское бюро будет дорабатывать для нужд Минобороны, размером не больше сигаретной пачки
Устройство ТДВ-01, которое конструкторское бюро будет дорабатывать для нужд Минобороны, размером не больше сигаретной пачки

— Размер ТДВ-1 сопоставим с сигаретной пачкой. В ней четыре карточки. По сути это сигнализация, которая в зависимости от необходимости может засечь перемещение предмета или человека. Это почти как у Джеймса Бонда. Вытащил, наклеил куда-нибудь и ушёл. Ничего подобного сейчас в армии нет, а всё, что разрабатывается у них — очень неудобное, — рассказывает Максим Сомов про свою разработку.

На рабочем столе у Сомова лежит книга изобретателя-миллиардера Илона Маска — одного из основателей Tesla Motors, учредителя компании Space X, которая производит космические ракеты, и создателя электронной платёжной системы PayPalНа рабочем столе у Сомова лежит книга изобретателя-миллиардера Илона Маска — одного из основателей Tesla Motors, учредителя компании Space X, которая производит космические ракеты, и создателя электронной платёжной системы PayPal
На рабочем столе у Сомова лежит книга изобретателя-миллиардера Илона Маска — одного из основателей Tesla Motors, учредителя компании Space X, которая производит космические ракеты, и создателя электронной платёжной системы PayPal

Максим Сомов делится своими размышлениями: работать без всяких сторонних инвестиций в сфере разработок по сути неправильно и очень тяжело. При этом говорит, что государственные структуры готовы вкладывать только в конкретный продукт, который будет востребован в международных масштабах. В проекты без очевидной перспективы никто вкладываться не будет.

— У нас сейчас уже несколько предложений от инвесторов, помимо «Сколково». И теперь я понимаю и могу сказать, что деньги взять не сложно. Сложно их потом превратить в большее количество денег и заработать. Здесь нужна чёткая динамика. Но деньги будут давать, когда уже есть на что посмотреть и уже есть продажи. Сам факт получения грантов — критерий, по которому тебя высоко оценили, — говорит Сомов.

Диджейский пульт и музыкальное оборудование Максим Сомов сейчас использует редко, однако аппаратура постоянно напоминает о закрытых вечеринках десятилетней давности, которые проходили здесь жеДиджейский пульт и музыкальное оборудование Максим Сомов сейчас использует редко, однако аппаратура постоянно напоминает о закрытых вечеринках десятилетней давности, которые проходили здесь же
Диджейский пульт и музыкальное оборудование Максим Сомов сейчас использует редко, однако аппаратура постоянно напоминает о закрытых вечеринках десятилетней давности, которые проходили здесь же
«Деньги — это то материальное, что ты можешь потрогать. Конкурсы, победы, признание — это ничего, пока нет денег. Нужно получить деньги и потом заработать с их помощью другие большие деньги», — рассуждает основатель КБ «Сомов», пока готовит капучино. Он обязательно пьёт его без сахара. На столе, который сделан из телевизора«Деньги — это то материальное, что ты можешь потрогать. Конкурсы, победы, признание — это ничего, пока нет денег. Нужно получить деньги и потом заработать с их помощью другие большие деньги», — рассуждает основатель КБ «Сомов», пока готовит капучино. Он обязательно пьёт его без сахара. На столе, который сделан из телевизора
«Деньги — это то материальное, что ты можешь потрогать. Конкурсы, победы, признание — это ничего, пока нет денег. Нужно получить деньги и потом заработать с их помощью другие большие деньги», — рассуждает основатель КБ «Сомов», пока готовит капучино. Он обязательно пьёт его без сахара. На столе, который сделан из телевизора

Сейчас в конструкторском бюро «Сомов» работает десять человек. Есть главный инженер, который создаёт все железки. Есть специалист, который занимается разработкой программного обеспечения и схемотехникой. Именно он, говорит Сомов, сделал структуры платы «Гравитон», которые пока не смогли повторить ни на одном предприятии. Есть удалённый сотрудник в Москве, который занимается изготовлением печатных плат, делает проекты, расположение и компоновку.

— Ещё есть два техника, в том числе и мой сын. И моя помощница Алиса, которая, кроме того, что ездит со мной на выставки, ещё и радиомонтажница, — перечисляет членов своей команды Максим Сомов.

Максим Сомов с детства занимался простейшей инженерией — разбирал и собирал игрушки. Вуз не заканчивал, зато закончил профессиональные курсы и стал телемастером, где научился много зарабатывать. Теперь создаёт системы безопасности и ждёт больших инвестиций, которые выведут его бюро на новый уровень развитияМаксим Сомов с детства занимался простейшей инженерией — разбирал и собирал игрушки. Вуз не заканчивал, зато закончил профессиональные курсы и стал телемастером, где научился много зарабатывать. Теперь создаёт системы безопасности и ждёт больших инвестиций, которые выведут его бюро на новый уровень развития
Максим Сомов с детства занимался простейшей инженерией — разбирал и собирал игрушки. Вуз не заканчивал, зато закончил профессиональные курсы и стал телемастером, где научился много зарабатывать. Теперь создаёт системы безопасности и ждёт больших инвестиций, которые выведут его бюро на новый уровень развития

— Я всегда занимался системами безопасности и однажды понял, что с тем оборудованием, которое было на рынке, мы многие вещи просто не можем сделать, — рассказывает о появлении первых проектов Максим Сомов. — Это достаточно смелый путь — попробовать создать что-то своё — потому что получается у одного из тысячи.

Фото: Дмитрий ГОРЧАКОВ / E1.RU

Инфографика: Илья ДАВЫДОВ / E1.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления